Раздел 2. Описание инновационной образовательной программы - Образовательной программы Формирование системы аналитических...

Раздел 2. Описание инновационной образовательной программы


^ 2.1. Цель реализации инновационной образовательной программы

В российском высшем профессиональном образовании сохраняется унаследованная от советского времени технократическая тенденция приближать обучение к практике путем «накачки» обучающихся узкоспециализированным знанием. Подготовка таких узких специалистов, неспособных к самостоятельной проектной работе, становится все более серьезным ограничением для выработки компетенций, необходимых для осуществления инновационной деятельности в бизнесе и государственном управлении.

Мировые тенденции в высшем профессиональном образовании воплощаются в двух фундаментальных сдвигах. Во-первых, происходит постепенная интеграция разных дисциплин, что особенно ярко выражается в сфере экономических и социальных наук. Причем, чем ближе к практической деятельности, тем потребность в комплексных знаниях и навыках оказывается сильнее. Во-вторых, наблюдается прогрессирующий отказ от ученического натаскивания и пассивного освоения готового материала в пользу проектного подхода, стимулирующего компетенции, связанные с самостоятельной аналитической и организационной работой. В-третьих, проведение научных исследований фундаментального и прикладного характера превращается из желательного дополнения к учебному процессу в его необходимый внутренний элемент.

Инновационная программа ГУ-ВШЭ предлагает инструменты для формирования особой системы аналитических компетенций (знаний и навыков), которая подготовит выпускников к инновационной работе в таких ключевых сферах занятости, как бизнес и государственное управление, выработает в них способность не только гибко адаптироваться к новой среде, но и активно преобразовывать эту среду4. Помимо высокого качества образовательных услуг, эта работа базируется на широкой программе научных исследований ГУ-ВШЭ, в которые вовлекаются студенты и преподаватели, и результаты которых востребуются обществом.

Таким образом, цель реализации инновационной образовательной программы заключается в формировании системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении на основе современного научного, методического, информационного и инфраструктурного обеспечения образовательного процесса и исследовательской деятельности. Указанная цель выступает проекцией основных целей Университета, закрепленных в Концепции развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года, на внешнюю среду, приводя квалификации выпускников Университета в большее соответствие с требованиями работодателей, представляющих реальный сектор экономики и сферу государственного управления.


^ 2.2. Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы

Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы, направлены на выработку и последующее распространение пяти основных групп аналитических компетенций, сочетание которых позволяет достичь цели, поставленной в рамках этой программы. Соответственно, эти задачи предусматривают формирование:

Задача 1. Формирование компетенций к комплексному анализу изменяющихся социально-экономических процессов.

Концепция развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года поставила задачу закрепления за ГУ-ВШЭ позиций ведущего социально-экономического университета России. Университет нацелен на формирование стандартов образовательных услуг нового поколения, сопоставимых с уровнем ведущих мировых университетов и соответствующих потребностям российской практики.

Реализация новых стандартов позволит сформировать корпус выпускников, владеющих умениями и навыками к комплексному социально-экономическому анализу сложных и динамично развивающихся процессов. Это означает, помимо обеспечения высокого качества преподавания отдельных дисциплин, нацеленность на преодоление междисциплинарных барьеров, отказ от узкодисциплинарного подхода (экономического, бухгалтерского или технического) и выработку у обучающихся творческой способности к достижению аналитического результата на основе использования преимуществ самых разных подходов.

Отличительной особенностью и сравнительным преимуществом ГУ-ВШЭ является наличие интегрированного академического ядра, включающего широкий набор дисциплин в области экономики, социологии, менеджмента, государственного управления и бизнес-информатики, т.е. направлений, где ГУ-ВШЭ является одним из признанных лидеров. Данный набор дисциплин далеко выходит за рамки государственного образовательного стандарта. Они читаются на всех факультетах и закладывают для всех учащихся целостный фундамент, на котором строятся блоки общепрофессиональных и специальных учебных курсов.

Реализация учебных планов в ГУ-ВШЭ также характеризуется высокой степенью перекрестного «опыления», означающего, что закладка упомянутого выше широкого гуманитарного и социально-экономического фундамента производится преимущественно преподавателями того профильного факультета, где работают соответствующие специалисты, а не факультета, на котором читается данная дисциплина. В результате около трети всей аудиторной нагрузки преподавателей приходится на чтение дисциплин на других факультетах. А для ряда факультетов эта доля превышает половину. Самым крупным факультетом-донором является, безусловно, факультет экономики, преподаватели которого обеспечивают около 30 % аудиторной нагрузки всего Университета. Почти сорок процентов своего рабочего времени (37.3 %) преподаватели этого факультета-лидера проводят на других факультетах.

Обратной стороной этого процесса оказывается сильная открытость большинства факультетов для межфакультетского сотрудничества. Для многих факультетов доля нагрузки, обеспечиваемой партнерами, превышает 40 %, а у некоторых – даже 70-80 %. Подобная практика позволяет обеспечивать высокое качество преподавания и выдерживать единые учебно-методические стандарты, реализуемые с учетом специфики конкретных факультетов. В этих целях проводится постоянная содержательная и координационная работа. В качестве примера следует отметить принятую в ГУ-ВШЭ единую Концепцию преподавания экономической теории, разработанную с учетом специфики каждого факультета. Подобные концепции разрабатываются по каждому направлению обучения в рамках академического ядра.

Выработке способностей к комплексному анализу социально-экономических процессов и преодолению междисциплинарных барьеров способствуют и расширяющиеся в ГУ-ВШЭ практики смены направления обучения после завершения бакалавриата с переходом в магистратуру другого факультета (переходы с социологии на экономику, с экономики на менеджмент и т.д.). Такие переходы становятся возможными благодаря широкому внедрению системы «бакалавриат + магистратура» и поощрению Университетом смены направления обучения. Так, за последние два года в магистратуру факультета государственного и муниципального управления были приняты 33 выпускника других факультетов ГУ-ВШЭ, в том числе половина – из региональных филиалов ГУ-ВШЭ, в магистратуру факультета экономики – 23 бакалавра факультета социологии. В 2005 г. на факультет менеджмента приняты 28 выпускников других факультетов ГУ-ВШЭ. В магистратуре факультета бизнес-информатики в настоящее время 15 % обучающихся являются выпускниками других факультетов ГУ-ВШЭ. Все это дает возможность будущим выпускникам получать подготовку, позволяющую сочетать разнодисциплинарные знания и навыки, что полностью соответствует мировой тенденции в подготовке специалистов и духу Болонского процесса.

К формируемым общим компетенциям относятся:

Среди специальных компетенций отметим:

Задача 2. Формирование навыков проектных форм деятельности.

В современных условиях работа в практических областях бизнеса и государственного управления связана с массовым распространением стандартизованных схем и управленческих стратегий. Это – естественный результат совершенствования технологий и стремления к достижению эффекта масштаба. Однако наивысшей эффективности способны достичь лишь те организации, которые смогут привлечь специалистов, не только владеющих этими стандартными требованиями, но способных выходить за рамки готовых схем и шаблонных стратегий. Нормальным элементом такой деятельности (причем, не только на высших руководящих должностях) становится так называемое интеллектуальное предпринимательство, нацеленное на постоянное качественное совершенствование рутинных бизнес-процессов и повышение их эффективности. В свою очередь, это требует и новых форм организации учебного процесса.

В ГУ-ВШЭ накоплен немалый опыт реализации разных форм проектной работы в учебном процессе. Примером может послужить осуществление коллективных учебных проектов на факультете менеджмента (кафедры общего и стратегического менеджмента, управления проектами и др.). Другим примером выработки навыков проектного подхода служит годовой практикум на факультете социологии, являющийся обязательным элементом учебного процесса на третьем курсе. В процессе выполнения практикума группы студентов (3-4 чел.) в течение года под началом научного руководителя реализуют полный проектный цикл, включая разработку программы исследования и его инструментария, сбор первичных количественных данных, их ввод, обработку и анализ, написание итогового аналитического отчета и его публичную презентацию.

Еще один пример представляет факультет бизнес-информатики, где подготовка курсовых и дипломных работ сочетается с реализацией практических проектов по созданию отдельных модулей для корпоративной информационной системы Университета (например, автоматизации процесса разработки рабочих учебных планов), в которых участвуют пять групп (20 студентов). 25 студентов бакалавриата проходят практику, участвуя в проектах компании «Открытые технологии». Все эти и подобные им формы заслуживают всяческой поддержки. Необходима также разработка проектных форм по всем основным направлениям образовательного процесса.

К формируемым общим компетенциям относятся:

Специальные компетенции включают, в том числе:

Задача 3. Формирование компетенций по эффективному поиску, обработке и анализу разнородной информации для эффективной работы в бизнесе и государственном управлении.

Современные бизнес-процессы характеризуются резким повышением требований к своему информационному и коммуникационному обеспечению. Объемы информации и скорость ее обновления стремительно возрастают, порождая повышенные требования к навыкам по ее обработке и анализу. Чтобы выпускники вуза соответствовали этим требованиям, учебные программы должны опираться на более открытое и гибкое учебно-методическое обеспечение, введение новых форм организации самостоятельной работы студентов. Помимо базовых учебных материалов, преподаватели и студенты должны иметь свободный доступ к максимально широкому кругу новейших периодических изданий, которые содержат результаты наиболее передовых научных исследований, без освоения которых уже невозможно обеспечить высокий уровень образовательного процесса, особенно на старших курсах бакалавриата и в магистратуре. Участники образовательного процесса также должны быть включены в интерактивную среду, позволяющую постоянно работать с разного рода фактическими данными и текстовыми материалами в удобном для них режиме и формате. Именно это подготавливает будущих выпускников к эффективной аналитической работе в реальном секторе.

Концепция развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года определила в качестве стратегической задачи систематические вложения в информационную инфраструктуру, накопление и эффективное распространение высококачественных образовательных и исследовательских ресурсов, разработку собственных электронных ресурсов открытого доступа. К 2010 году это должно обеспечить ГУ-ВШЭ позиции ведущего университета-концентратора таких ресурсов по направлениям: экономика, менеджмент, социология, бизнес-информатика, государственное управление, логистика. Эффективная организация и распространение этих ресурсов – важнейший инструмент формирования современных аналитических компетенций.

К формируемым общим компетенциям относятся:

Среди специальных компетенций выделим следующие:

Задача 4. Формирование практических навыков, востребованных современным бизнесом и государственным управлением путем вовлечения практиков в образовательный процесс и втягиванием студентов в практические проекты.

Реализация Концепции развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года предполагает интеграцию собственных программ Университета с практикой социально-экономических преобразований в России, включая тесное взаимодействие с ключевыми ведомствами и активное участие в разработке стратегии реформ. В качестве одной из основных задач названо также усиление практической подготовки студентов через систему практикумов и организацию в ГУ-ВШЭ базовых кафедр государственных ведомств и фирм-лидеров отечественного бизнеса, развитие сотрудничества с международными организациями, зарубежными компаниями и бизнес-ассоциациями.

Для того, чтобы выпускник вуза был наилучшим образом подготовлен к работе в бизнесе и органах государственного управления, в ходе обучения он должен изучить актуальные потребности практической деятельности в данных областях, научиться эффективно применять полученные теоретические и прикладные знания в практических проектах. Преподавание прикладных дисциплин требует специфических подходов, которые теснее увязывают его с потребностями рынка труда.

С инструментальной точки зрения эта задача решается путем систематического втягивания в процесс преподавания практиков из разных сфер бизнеса и государственного управления, обладающих разным опытом и способных передать его будущим выпускникам. Для этого в ГУ-ВШЭ выработана специальная институциональная форма в виде базовых кафедр (факультетских и межфакультетских), которые открываются в Университете государственными органами власти (например, Федеральной антимонопольной службой) или крупными коммерческими компаниями (например, SAP, IBS, Microsoft на факультете бизнес-информатики), независимыми исследовательскими центрами (например, кафедры Фонда «Общественное мнение» и Института маркетинговых исследований GfK-Rus на факультете социологии, Института экономики города на факультете государственного и муниципального управления), деловым сообществом (межфакультетская кафедра взаимодействия власти и бизнеса). Общая идея заимствована из опыта Московского физико-технического института, но в ГУ-ВШЭ она получила новое воплощение. Сегодня это позволяет привлечь к преподаванию высококвалифицированных специалистов–практиков из органов государственного управления и бизнеса, развивать научно-исследовательскую работу с участием студентов, проводить среди них работу по профессиональной ориентации, организовывать производственную и преддипломную практики в профильных организациях с вовлечением студентов в реальные проекты.

В самой организации занятий преподавателям базовой кафедры, наряду с обычными учебными курсами, предложено использовать такую инновационную форму как мастер-классы. Они могут сочетать в себе элементы разных учебных форм – лекции, семинара, деловой игры, групповой консультации и др. Мастер-классы имеют гибкую продолжительность, определяемую преподавателем. Это дает преподавателю-практику дополнительные возможности встраиваться в учебный процесс.

Учебные курсы базовой кафедры, в том числе мастер-классы, включаются в рабочие учебные планы факультетов в качестве факультативных спецкурсов (сверх утвержденного норматива аудиторных часов). Но если продолжительность серии мастер-классов по определенной тематике достигает семи и более недель при еженедельном графике проведения и фиксированном аудиторном времени, то серия мастер-классов может быть включена в рабочий учебный план в качестве факультатива, дисциплины по выбору или обязательной дисциплины.

Работа базовых кафедр не ограничивается стенами Университета. Часть занятий проводится на учебных площадках компаний. Технология выстроена таким образом, что в процессе проведения мастер-классов и консультаций преподаватели этих кафедр имеют возможность для целевого отбора наиболее подготовленных и мотивированных студентов. Эти студенты с третьего или четвертого курсов забираются на практику, в процессе которой в отличие от традиционного для вузовской системы формального отбывания времени, они включаются в реальную работу (в том числе на платной основе) и обучаются в процессе реализации конкретных проектов. Наконец, лучшие из них, получив необходимый опыт и зарекомендовав себя, остаются на работу в частных компаниях или государственных учреждениях. Таким образом, втягивание представителей бизнеса и государственного управления в учебный процесс сопровождается вовлечением студентов в практическую деятельность, и во многих случаях обучение завершается рекрутированием.

К формируемым общим компетенциям здесь относятся:

Среди специальных компетенций отметим:

Задача 5. Формирование способностей к исследовательской работе и практическому использованию результатов фундаментальных и прикладных исследований.

В соответствии с Концепцией развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года поставлена задача превращения ГУ-ВШЭ в один из ведущих исследовательских университетов, в котором реализация образовательных программ неразрывно связана с передовыми научными исследованиями. При этом ставка делается на создание относительно небольших научно-исследовательских институтов, лабораторий и центров, привлекающих проектное финансирование на конкурсной основе, активно участвующих в освоении новых научных направлений, ориентированных на междисциплинарный характер исследований и постоянное вовлечение новых знаний в образовательный процесс.

Осуществление инноваций в бизнесе и государственном управлении предполагает наличие концептуального видения ситуации, выходящего за рамки текущей рутинной работы. Выпускник вуза должен видеть возможности для преобразования существующих бизнес-процессов. Для этого им должны восприниматься и использоваться новейшие разработки в области фундаментальных и прикладных исследований. Формирование соответствующих способностей опирается на органическое соединение образовательного и исследовательского процесса. Задача заключается, с одной стороны, в стимулировании преподавателей к активному вовлечению в учебный процесс результатов исследований (в первую очередь, собственных разработок), а с другой стороны, в интеграции самих студентов в исследовательский процесс, прививая им навыки творческого научного поиска и апробации полученных результатов.

В ГУ-ВШЭ успешно работает Научный фонд, выдающий гранты на индивидуальные и коллективные исследовательские проекты (в том числе с обязательным участием студентов) (подробнее см. Раздел 1). Но эта деятельность нуждается в организационной, информационной и инфраструктурной поддержке, элементы которой закладываются с помощью инновационной образовательной программы.

К формируемым общим компетенциям относятся:

Среди специальных компетенций выделим следующие:



3167636170944892.html
3167742174772612.html
3167810858561299.html
3167893105058846.html
3168083234815122.html