Ю. Г. Волков И. В. Мостовая социология под редакцией проф. В. И. Добренькова Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник - страница 27

I

Каши кип Н.А. Западный менеджер и советский директор // Экономика и организация

промышленного производства. 1990. № 5. Кирсанов К. Креативный и эвристический менеджмент // Российский экономический

журнал. 1995. № 11. Кирсанов К., Сквсрип Д. Инновационный менеджмент в формировании научно-технической

политики // Российский экономический журнал. 1995. № 1.

Киселева М. К социально-психологическому портрету менеджеров-мужчин и менеджеров-женщин // Российский экономический журнал. 1996. № 10. Клепан А., Кузнецов П., Крючкова П. Корпоративное управление в России в 1995—1996 гг.

(от предприятия советского типа — к фирме, контролируемой менеджерами) //

Вопросы экономики. 1996. № 12.

Козслп^кий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.

Кошна И. Изменения социальной организации промышленного предприятия // Социоло­гические исследования. 1995. № 5.

Колесников А.А. Синергетическая теория управления. М, 1994. Комаров С. Почему бюрократизируются менеджерские организации? // Экономические

науки. 1991. № 10.

Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М., 1987. Коспит Л. Совершенствование квалификации управленческих кадров // Экономические

науки. 1991. № 5. Кошкин В., Сычева Ю. К концепции преобразования системы управления российскими

предприятиями // Российский экономический журнал. 1993. № 11. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

208 с.

Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель... Элементы психологии менеджмента в повсе­дневной работе. М., 1996.

Кубра М. Управленческое консультирование: В 2 т. М.: Интерэксперт, 1992. Кузнецова О. Маркетинговый подход к управлению (попытка схематизации) // Российский

экономический журнал. 1992. № 10. Кунц Г.,/№ннсл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций.

М., 1981. Курдюмов СП., ЬАалиисцкий IX. Синергетика — теория самоорганизации. Идеи, методы,

перспективы. М., 1983.

Кутейников А.А. Искусство быть новатором (мировой опыт «рискового бизнеса»). М., 1990. Лексин В., Мильнср Б., Швецов А. Экономические отношения и управление в условиях

федерализма // Вопросы экономики. 1994. № 9. Лесков Л.В. Регулируемое развитие России: принцип хрупкости хорошего // Общественные

науки и современность. 1996. № 5. Лещинер Р., Разу М., Старостин Ю. Обучение менеджеров: творчески использовать

зарубежный опыт // Экономические науки. 1991. № 5. Лившиц А.А. Деловые игры в управлении. Л., 1989. Лукьянова I'M., Цысина Г.А. Участие рабочих в делах менеджмента // Политические

исследования. 1993. № 2. Любимова В. Муниципалитеты: экономическая и социально-политическая роль // Мировая

экономика и международные отношения. 1993. № 9. С. 87—96.

325

Тема 5. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.

Мартынов С.Д Профессионалы в управлении. Л., 199).

Мсскоп М., Альберт М., Хсдоури Ф. Осноны менеджмента. М., 1992. |

Мерсср Д. ИБМ: управление и самой преуспевающей корпорации мира / Пер. с англ. М:

Прогресс, 1991. Мильнер Б. Качество управления — важный фактор экономической безопасности //

Вопросы экономики. 1994. № 12.

Милънср Б. Кризис управления // Вопросы экономики. 1993. № 1. Морити Акио. Сделано в Японии. История фирмы «Сони». М., 1993. Мурзосв К., Глсбапова Д Управленческие нововведения // Российский экономический

журнал. 1993. № 5.

Наговицын А. Множественность организационных структур управления // Вопросы эко­номики. 1990. № 3. Новая технология и организационные структуры / Сокр. пер. с англ. / Под ред.

И. Пиннингса и А. Быотендама. М., 1990. Новые концепции общей теории управления. М., 1995. Общая теория управления / Под ред. Н.П. Пищулина. М., 1993.

Одеюв Ю., Русинов Ф., Пстросяп Д. Проблемы обучения россиян современному менедж­менту // Российский экономический журнал. 1993. № 5.

Одинирва А. Территориальное управление во Франции // Вопросы экономики. 1991. № 5. Основы менеджмента // Под ред. А. Мескона. М., 1992.

Основы научного управления социально-экономическими процессами. М., 1989. Оучи У. Г. Методы организации производства: японский и американский подходы / Сокр.

пер. с англ. М.: Экономика, 1984.

Питере Т., Уотсрмен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986. Пономаренко Б. 11рофессиональная школа в становлении менеджмент.) и цивилизованного

рынка // Российский экономический журнал. 1995. № 1.

Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. М.: Изд-во МГУ, 1991. Поронько СИ. Управление в условиях кризиса экономики // Экономика и организация

промышленного ггроизводства. 1996. №11.

Порфирьсв Б.И. Организация управления в чрезвычайных ситуациях. М., 1989. Пршожин А. Феномен катастрофы (дилеммы кризисного управления) // Общественные

науки и современность. 1994. № 2.

Пршожин AM. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989. Пршожин А.И. Социология организаций. М., 1980 Пршожин А., Стснгсрс И. Порядок из хаоса. М., 1986. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления.

Воронеж, 1995.

Растригин Л.А. Современные ггринципы управления сложными объектами. М., 1980. Решик С.Д. Менеджеры на пороге XXI века // Экономика и организация промышленного

производства. 1996. № 3. Рсшик С.Д, Левина С.Щ. Подготовка персонала к нововведениям // Экономика и

организация промышленного производства 1993. № 9. Рушвгш Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем // Вопросы

экономики. 1996. № 3.

326

ЛИТЕРАТУРА

Румя>{цсва 3. К обоснованию новой управленческой парадигмы // Российский экономи­ческий журнал. 1993. № 8.

Саймон ГЛ., Смитбург А-У, Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М., 1995.

Сан}полайнеи Т., Ъоуншлсшнеи Э., Порсннс П., Ннссинсн И.Х Управление по результатам. М., 1993.

Свснцицккй А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986.

Сейтов А. Проблемы управления в XXI веке (по материалам Римского клуба) // Общественные науки и современность. 1992. № 4.

Системный подход к организации управления. М., 1982.

Слепснков ИМ., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1990.

Советская управленческая мысль 20-х годов. Краткий именной справочник. М., 1990

Современный менеджмент // Российский экономический журнал. 1995. № 9—10

Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие: Сборник научных трудов. М.: Институт психологии АН СССР, 1990. 206 с.

Социология государственной службы. Терминологический словарь-справочник / Под науч. ред. проф. Г.П. Зинченко, проф. В.Г. Игнатова. Ростов н/Д, 1996. 128 с.

Социология организаций: структура, функции, направления // Социология труда. М., 1994. С. 215-230.

Степанов СЮ., Маслов С.Н., Яблокова Е.Я. Управленческая инноватика' рефлепрактические методы. М., 1993.

Тарасова Н.Н. От приказа к мотивации: новые принципы управления в США // Полити­ческие исследования. 1993. № 2.

Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997. 480 с.

Управление социальными процессами / Под ред. В.А. Понеделкова. Ростов н/Д, 1996.

Управленческое консультирование. М., 1993.

Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. Управление — это tayici и искусство. М., 1992.

Фиоиин В., Тсрешин А. Показатели эффективности управления // Российский экономичес­кий журнал 1994. № 8.

Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают / Пер. с англ. под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М., 1987.

Хруцкнй В. Реферат статьи Питера Друкера «Труд и уггравление в современном мире» и послесловие к нему // Российский экономический журнал. 1993. № 5.

Хруцкий Б.Е. Новое мышление в убавлении // Экономика и организация общественного производства. 1990. № 6.

Хунагов Р.Д. Проблема рациональности в политике и управлении. Ростов н/Д, 1995.

Чумиков А.Н. Упралление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социологические исследования. 1995. № 3.

Шаборкина А. Управление проектами как элемент инновационного менеджмента // Российский экономический журнал. 1996. № 1.

Шско П. Менеджмент продуктивности творчества // Российский экономический журнал. 1996 № 9.

Шепслъ ВМ. Управленческая психология. М., 1984.

Шепсль ВМ. Управленческая этика. М., 1989.

327

Теш 5 РАЗВИГИГ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Шматко НА Становление российского патроната и бюрократический кшитал // Социо­логические исследования )995 № б

Эдвирдс У Принятие решений // Человеческий фактор М, 1991 7 3
Яхокка А Карьера менеджера / Пер с англ М Прогресс, 1991 *

Ян? С Система уир тления орптиаций М, 1972

Приложение КОНФЕРЕНЦИЯ «УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

^ ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

  1. Социальный менеджмент в современном мире.

  2. Антикризисный характер инновационного управления.

  3. Развитие стратегического управления.

  4. Технократическая философия управления

5. Гуманизация философии и практики менеджмента. 6 «Социальные технологии» управления японцев.

  1. Социальный менеджмент в производстве Запада.

  2. «Экономическое чудо» как результат стратегического инноваци­
    онного управления.

  3. Управление персоналом национальные традиции и эффектив­
    ность.




  1. Развитие механизмов управленческой мотивации

  2. Изменение социальной и кратической структуры современно­
    го производства.

12 Проблемы бюрократизации организаций

ТЕМА 6

Социальная идентичность личности

В течение тысячелетий люди объединялись в общности для удовлетво­рения своих потребностей и стремлений, достижения целей и утверж­дения ценностей Сегодня они уже с момента своего рождения вступают в довольно плотно заселенный мир, который не всегда оказывается комфортным и «человекоразмерным» в нем мало индивидуальной территории, отцы и дедушки установили свои правила господства, а мамы и бабушки невротизировали его нелепыми ожиданиями и отжив­шими предрассудками Волею Судьбы люди, изучающие социологию, к тому же наверняка живут в городском обществе, где слишком много посторонних «наблюдателей» («стихийных» социологов, изучающих си­туацию «по ходу жизни») и очень мало искренних, дружелюбных и бескорыстных отношений, чтобы чувствовать себя умиротворенно и счастливо

Люди в этих условиях стали напоминать зашоренных лошадок, которым положено не отвлекаться и делать свою работу В развитых сообществах «воспитанный» человек должен «не замечать» неприличное и неподобающее (т е. происходящее не по установленным правилам) поведение, игнорировать символические вызовы других людей и не переступать границ интимной, личной сферы тех, кто рядом Ему следует соблюдать сложившиеся нормы и верить на слово разным институцио­нальным фигурам (отцам семейства и отцам народов, представителям Бога и представителям государства), вести себя «хорошо» (т е предска­зуемо) и, конечно, платить налоги

Люди становятся персонально отчужденными и социально невроти-зированными, поскольку структура и культура современного общества заводят любые проявления их человеческой близости в границы услов-

329

Тем. 6 СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОС1И

ностей, а представления человека о себе густо затушевывают гримом? чужих ожиданий и предписанных ролевых масок

Кого это может удовлетворить? Только не человека «с характером» (и самомнением), к тому же социологически компетентного Как пре-1 вращаются разнообразные обломки прибрежной скалы в унылую гальку \ (образ, навеянный геологическими ассоциациями на темы стратифика­ции и социализации), нам и предстоит разобраться при изучении социологии личности.

^ Представления о личности в социологии

Личность •— одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

На социологию личности заметно влияют философские концеп­ции и психологические теории.

Философия больше оперирует емким понятием «человек», ко­торое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи беру!1 в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия, людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оцен- , ки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для; социолога «личность» — это, напротив, то, что делает людей ] похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально j типическое).

Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке! человек — личность — индивид отражено своеобразное разделе-! ние труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них! (изучая свое) может использовать любой из этих терминов.,] Иными словами, личность в социологии — это нечто особенное.

^ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ

В философии «личность» (читай: человек) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

1) произведение (Природы, Бога или Общества), продукт
условий существования, который может лишь познать себя и не
должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосаб­
ливающийся) ;

  1. творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изме­
    няющий свои собственные условия, либо управляющий своим
    воображением об условиях своей жизни и о себе (человек,
    создающий себя сам, самоироизводящийся);

  2. деятель, преобразующий сам себя посредством инструмен­
    тальной, предметной активности, связывающей его развитие с
    внешним объективным миром (человек, производящий новые
    предметы, совершенствующийся посредством деятельности и
    передающий в предметах свой опыт).

В психологии «личность» (читай: индивид) — это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость био­логических и социальных свойств человека, делая его уникальным актором (действующей единицей) некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «соци­альный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.

В современной социологии личность, как и субъект (который, напомним, может быть индивидуальным — тождественным «лич­ности» и групповым — тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характерис­тика людей пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался

331

Тем-i 6 СОЦИАЛЬНАЯ ИЛЕН ГИЧНОС1Ь ЛИЧНОСТИ

деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как: современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».

В этом смысле личность как социальное качество человека! становилась все более концентрированной субстанцией его особой | (общественной) природы.

^ Макросоциологичеасие концепции личности

С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловечес-, кое, личность является продуктом общества (культуры, истории,' космоса и т.п.). Этих взглядов в целом придерживались такие крупные исследователи, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др., ставившие во главу угла проблему социализации. Образно ее сформулировал психолог Ж. Пиаже, анализируя, как «дикие зве­реныши» (дети) постепенно становятся личностями.

Социализация ■— это освоение культуры (норм, ценностей,', идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является! своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) соци­альные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «отесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодей­ствие и взаимопонимание.

Известный социальный антрополог ^ Р. Линтон, который много работал в микросоциологии и является одним из основателей; теории ролей, ввел понятия модальной и нормативной личности.; В результате сходных процессов социализации (а практический каждое общество и государство много усилий тратят на образова-ние, воспитание и поддержание культурных стандартов жизнт^

332

^ МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

своих молодых незрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторские», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть на первый взгляд похожими.

^ Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность — статистически более распространен­ный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более неста­бильным становится общество (например, в переходные, транзи­тивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых сообщество обычно поощряет: они — основа социальной стабильности, поэтому ста­бильно и их вознаграждение за «примерное поведение».

В кризисные моменты в любом сообществе возникают аномии (нарушения нормального принятого порядка) и количество девиа­ций (это понятие индивидуальных социальных отклонений ввел Э. Дюркгейм, изучая самоубийства) заметно увеличивается.

Р. Мертон, который тоже изучал аномию, разработал свою систему классификации отклоняющегося поведения. Он выделил пять моделей (табл. 7) социальной адаптации личности к вырабо­танным в обществе культурным нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам достижения ценностных благ.

Если личность разделяет цели данной культуры и общества и стремится осуществить их легальными, рекомендуемыми средст­вами, она осуществляет конформную (приспособленческую) мо­дель адаптации.

Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осущест­вить необычными, непризнанными и, возможно, неодобряемыми средствами. Эта модель поведения распространена в новых пред-элитных стратах современного российского общества, которые

333

^ 1(И1 6 СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

характеризуются «достигательной» мобильностью, связанной с I обогащением (но известному выражению «Цель оправдывает средства» )

Ритуализм, как другая отклоняющаяся форма личностной I адаптации, напротив, проявляется в том, что человек не признает цели и ценности своего сообщества, но тем не менее соблюдает! «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достиже­ний. В нашем обществе обычно это «семейная карма» детей из слоя российской интеллигенции.

Эскейпшм (отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры) характерен для личностей, отрицающих и . доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы квазиадаптация, модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невоз­можности противостоять сложившимся в обществе стереотипам.

И наконец, бунт, мятеж является такой формой отклоняюще­гося поведения, которая направлена на активное противостояние и опровержение норм общественной организации, когда общеп­ризнанные цели и средства воспринимаются личностью весьма амбивалентно (двойственно, неоднозначно, превратно).

Таблица 7 Модели социальной адаптации личности

Модель

Отношение к целям общества

Следование нормам достижения

Конформизм

+

+

Инновация

+



Ритуллизм




+

Эскейпичм






Мятеж

±

±

3168796968026086.html
3168911407119489.html
3168966074249160.html
3169041445252459.html
3169130517452157.html