Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. №1789-р, а также в закон - страница 3

^ Постановление от 4 сентября 1998 г. N 392-сф об информации и.о. министра внутренних дел российской федерации и директора федеральной службы безопасности

Постановление От 4 сентября 1998 г. N 392-сф

«Об информации и.о. министра внутренних дел российской федерации директора федеральной службы безопасности российской федерации о криминогенной обстановке в российской федерации, принимаемых мерах по укреплению законности, пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных элементов в органы государственной власти»

 

Заслушав и обсудив информацию и.о. Министра внутренних дел Российской Федерации С.В. Степашина и директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации В.В. Путина о криминогенной обстановке в Российской Федерации, принимаемых мерах по укреплению законности, пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных элементов в органы государственной власти, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что со времени принятия Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 сентября 1997 года N 308-СФ "О парламентских слушаниях "О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях" криминогенная обстановка в Российской Федерации продолжает оставаться сложной, реально угрожающей основным правам и свободам человека и гражданина, национальной безопасности, социально - экономическому развитию и стабильности государства. Считая борьбу с преступностью одной из приоритетных государственных задач, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию и.о. Министра внутренних дел Российской Федерации С.В. Степашина и директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации В.В. Путина о криминогенной обстановке в Российской Федерации, принимаемых мерах по укреплению законности, пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных элементов в органы государственной власти.

2. Рекомендовать Президенту Российской Федерации ускорить утверждение Основ государственной политики в области борьбы с преступностью.

 3. Предложить Правительству Российской Федерации: ускорить принятие Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1998 - 2000 годы; утвердить до конца 1998 года Программу борьбы с коррупцией; принять совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительные меры по усилению профилактики безнадзорности несовершеннолетних, противодействию злоупотреблению наркотиками и спиртными напитками; воссоздать Межведомственную комиссию по социальной профилактике правонарушений Правительства Российской Федерации; принять необходимые меры к укреплению правоохранительных органов квалифицированными кадрами и не допускать сокращения штатной численности оперативно - следственных подразделений указанных органов; обеспечить в полном объеме финансирование федеральной судебной системы и правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" и предусмотреть сохранение действующих льгот для работников этих органов; разработать до января 1999 года правовой механизм использования части средств, взыскиваемых в пользу государства по инициативе правоохранительных органов, для дополнительного финансирования деятельности указанных органов; осуществлять финансирование расходов органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации и территориальных органов безопасности через федеральное казначейство пропорционально сумме доходов, поступающих из федерального бюджета в территориальные органы федерального казначейства, созданные в соответствующих субъектах Российской Федерации; рассмотреть вопрос о повышении денежного содержания сотрудников правоохранительных органов с учетом реального жизненного уровня и особенностей службы (работы), предусмотрев при этом единообразные подходы к оплате их труда; ускорить решение вопроса о присоединении Российской Федерации к Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 год); подготовить совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации проект Российской Стороны новой редакции Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в городе Минске в 1993 году, и представить его на рассмотрение государств - участников Конвенции.

4. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: ускорить принятие Федеральных законов "О борьбе с коррупцией", "О борьбе с организованной преступностью", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем", "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка", "О социальной помощи лицам, отбывшим уголовное наказание, и контроле за их поведением"; рассмотреть в первоочередном порядке проекты Федеральных законов "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", предусматривающих меры по противодействию проникновению криминальных элементов в органы государственной власти; ускорить ратификацию заключенных Российской Федерацией Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 год) и Европейской конвенции о выдаче (1957 год).

5. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации: рассмотреть в сентябре - ноябре 1998 года совместно с руководителями правоохранительных органов, органов местного самоуправления и представителями общественных организаций ход исполнения региональных программ по борьбе с преступностью и рекомендаций, изложенных в решении Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией от 31 марта 1998 года N 5 "О мерах по повышению эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по предупреждению и противодействию преступлениям"; рассмотреть предложения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации об отмене правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам, и принять соответствующие меры; обеспечить своевременное финансирование подразделений местной (муниципальной) милиции, содержащихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

6. Рекомендовать Генеральному прокурору Российской Федерации: принять дополнительные меры по улучшению координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в первую очередь на уровне городов и районов; проанализировать законность мер, принимаемых контролирующими органами по фактам правонарушений в сферах экономики и налогообложения; усилить прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о целевом использовании средств федерального бюджета, выделяемых на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий и пособий. При выявлении нарушений привлекать к ответственности должностных лиц, злоупотребляющих своим служебным положением; рассмотреть совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации на координационном совещании меры по усилению борьбы с организованной преступностью в сфере экономики и коррупцией.

7. Предложить руководителям правоохранительных органов: принять дополнительные меры для изыскания резервов в работе: по раскрытию и пресечению преступлений, совершаемых организованными преступными группами (бандитизм, терроризм, похищение людей, заказные убийства, преступления в сфере экономических отношений, проявления коррупции), по пресечению попыток проникновения криминальных элементов в органы государственной власти и органы местного самоуправления; по обеспечению безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления; по предупреждению и пресечению нарушений законности и злоупотреблений среди работников правоохранительных органов; по повышению требований к подчиненным по соблюдению конституционных прав и свобод граждан; по повышению согласованности и эффективности функционирования всей правоохранительной системы;

по усилению сотрудничества в рамках договоров и соглашений с правоохранительными органами государств - участников Содружества Независимых Государств, других иностранных государств, с международными правоохранительными организациями в борьбе с транснациональной преступностью, наркобизнесом, терроризмом и организованной преступностью в сфере экономики; обеспечить дифференцированный подход при проведении организационно - структурных и штатных мероприятий, учитывая при этом особенности регионов.

8. Рекомендовать Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации выработать согласованную позицию по расследованию уголовных дел о преступных проявлениях коррупционной и террористической направленности, выявлению и пресечению подобных преступлений и направить соответствующие предложения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для учета их при разработке нового Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации.

9. Поручить Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно - правовым вопросам при подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации предусмотреть наделение Генерального прокурора Российской Федерации правом законодательной инициативы и правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.

10. Поручить Комитету Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны и Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно - правовым вопросам с привлечением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, других правоохранительных органов и ведомств проанализировать в I полугодии 1999 года ход исполнения Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 сентября 1997 года N 308-СФ "О парламентских слушаниях "О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях" и о результатах проинформировать членов Совета Федерации.

11. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

12. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации

Е.С.Строев


^ ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ — преступление против интересов гос. (муниципальной) службы, предусмотренное ст. 290 УК РФ, заключающееся в получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) является квалифицирующим признаком, влекущим более суровое наказание.

Дача взятки чиновнику

Штраф до 500 тысяч руб.

Лишение свободы на срок до восьми лет




ст. 291 УК

Получение взятки

Для чиновника:

Штраф от 100 тысяч до 500 тысяч руб.

Лишение свободы на срок до семи лет




ч. 1 и 2ст.
290 УК

Вымогательство взятки

Для чиновника:
Лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до одного миллиона руб. или без штрафа

ч. 4 ст. 290 УК


^ Получение взятки

Данное преступление квалифицируется по статье 290 УК РФ. Субъектом преступления может быть только должностное лицо

Статья 290. Получение взятки.

1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе

- наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие)

- наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления,

- наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) неоднократно;

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере,

- наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Примечание

Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.

^ Адвокат об особенностях применения статьи 290 о получении взятки

Взяточничество - собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи с другим преступлением. Они, следовательно, находятся относительно друг друга в положении так называемого необходимого соучастия, при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этом в данной органической взаимосвязи получение взятки законодатель расценивает как значительно более общественно опасное деяние, которое относится в соответствии с положениями п. 5 ст. 15 УК к категории особо тяжких преступлений со всеми вытекающими из этого факта отрицательными для виновного должностного лица уголовно - правовыми последствиями.

Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы. Взятка является наиболее типичным и характерным проявлением коррупции - опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет в глазах населения, остро затрагивает законные права и интересы граждан.

Объект преступления совпадает с родовым объектом иных должностных посягательств на интересы государственной службы (см. комментарий к ст. 285).

Закон определяет предмет рассматриваемого преступления собирательным термином "взятка" и содержит указание на ее разновидности в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

Под "деньгами" (валютой) Закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте, на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле ст. 290 УК не являются и должны относиться к взятке в виде "иного имущества", разумеется, при условии, если их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная (например, несколько российских копеек или пятаков чеканки 1915 года), что в силу малозначительности исключает общественную опасность содеянного и на основании ч. 2 ст. 14 УК исключает уголовную ответственность (см. комментарий к названной статье Кодекса).

В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации, например, сберегательного займа, ГКО, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых (ст. 143).

Под "иным имуществом" следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы - палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий (см. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г.)

При этом надо иметь в виду, что если предметом получения взятки будут валютные ценности в указанном виде, действия как взяткодателя, так и взяткополучателя должны быть дополнительно квалифицированы по совокупности по ст. 191 УК (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга). Вместе с тем дача - получение взятки в виде иностранной валюты и фондовых ценностей в иностранной валюте полностью охватываются признаками составов преступлений, предусмотренных соответственно ст. 286 и 285 УК, поскольку настоящий Кодекс декриминализовал незаконные сделки с такими предметами.

"Выгоды имущественного характера" как предмет получения взятки могут выражаться в безвозмездном предоставлении взяткополучателю самых разнообразных услуг материального свойства - от капитального ремонта автомашины до постройки дачи без получения от должностного лица соответствующего материального эквивалента. Судебно - следственная практика по данной категории уголовных дел показывает, что способы получения взятки в данном виде бывают подчас весьма хитроумны и нередко искусно закамуфлированы видимостью законной сделки между взяткополучателем и взяткодателем, например, нотариально оформленным договором подряда (ст. 702 ГК РФ), бытового подряда (ст. 730 ГК РФ), строительного подряда (ст. 740 ГК РФ), займа (ст. 807 ГК РФ), открытием сберегательного (депозитного) сертификата на предъявителя в банке и др.

В практике известны и другие завуалированные способы дачи - получения взятки, такие, например, как "продажа" дорогостоящего имущества за бесценок, преднамеренный "проигрыш" в карты, фиктивное зачисление на должность и систематическая выплата взяткополучателю зарплаты без фактического выполнения соответствующей работы. В последнем случае следует различать два варианта квалификации действий взяткодателя и взяткополучателя. Если под видом должностного оклада за якобы выполненную работу должностному лицу выплачиваются государственные денежные средства, содеянное требует дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 160 (присвоение или растрата) в отношении как взяткодателя, так и взяткополучателя. В аналогичной ситуации, но в коммерческой структуре, состав группового хищения путем злоупотребления служебным положением отсутствует, т.к. предприниматель вправе распоряжаться принадлежащей ему собственностью по своему усмотрению.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе.

Понятие "использование служебного положения" прокомментировано применительно к анализу состава должностного злоупотребления, предусмотренного ст. 285 УК. В отличие от названной статьи диспозиция рассматриваемой нормы существенно расширяет сферу деятельности должностного лица, за которую он может получить взятку, при условии, что она связана с его должностным положением, хотя и не входит непосредственно в круг его прямых служебных полномочий. Здесь закон имеет в виду такие случаи, когда должностное лицо хотя само и не обладает полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения (например, высокий пост в Правительстве РФ, в аппарате Администрации Президента РФ, Государственной Думы и т.д.) могло за взятку, используя свой авторитет и влияние, принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами, работающими даже в других ведомствах и структурах органов государственной власти и управления.

Как правило, взятка дается должностному лицу за определенные конкретные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им заинтересованных лиц. Однако она может быть получена и за так называемое общее благоприятствование или, как говорит закон, за общее покровительство или попустительство по службе, которое может быть проявлено виновным по отношению к взяткодателю в самых разнообразных формах. Наиболее типичная из них, например, на предприятиях государственной торговли, коммунально - бытовой службы, в сфере сервиса, это еженедельные, а иногда и ежедневные "подношения", а проще говоря, своеобразная дань начальнику со стороны подчиненных ему работников "на всякий случай".

Для состава получения взятки не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка - до или после совершения им обусловленных действий, равно как и то, оговаривались ли заранее характер и содержание служебных действий, которые виновный должен был или уже совершил за получение незаконного вознаграждения. В этой связи в судебно - следственной практике различают взятку - подкуп, при получении которой действия должностного лица предварительно оговариваются с взяткодателем, и взятку - вознаграждение, когда материальные ценности вручаются субъекту уже после совершения им заранее не обусловленных предварительной договоренностью действий как бы в виде "благодарности за труды". В этой связи Пленум бывшего Верховного Суда СССР в п. 5 Постановления "О судебной практике по делам о взяточничестве" от 30 марта 1990 г. разъяснил, что действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях, когда условия получения ценностей или услуг хотя специально и не оговариваются, но участники преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя.

Получение взятки - формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда заранее обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (например, ввиду пресечения преступления оперативными сотрудниками милиции в момент ее передачи), содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК.

Получение взятки - преступление, совершаемое с прямым умыслом: виновный сознает, что получает взятку, и желает этого.

Субъектом данного преступления может быть только должностное лицо (см. комментарий к ст. 285).

Часть 2 ст. 287 УК устанавливает ответственность за квалифицированный состав получения взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации (см. комментарий к ст. 285).

Часть 3 ст. 287 УК предполагает особо квалифицированный состав получения взятки, предусмотренный ч. 1 и 2 указанной статьи.

Относительно общего понятия "группа лиц по предварительному сговору" и "организованная группа" см. комментарий к ст. 35 УК. Поскольку получение взятки может совершаться только специальным субъектом, группу могут образовать не менее двух должностных лиц. При этом преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. Иные, не являющиеся должностными, лица, входящие в состав группы, должны нести ответственность за соучастие в получении взятки со ссылкой на ст. 33 УК.

Организатор или руководитель организованной группы взяточников несет ответственность за все совершенные ею преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Общее понятие неоднократности преступлений раскрывается в ст. 16 УК (см. комментарий к указанной статье). Однако применительно к рассматриваемому составу оно имеет некоторые особенности, которые требуют определенных пояснений.

Квалифицирующий признак "неоднократность" предполагает получение взятки в качестве самостоятельных преступлений не менее двух раз, если при этом не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности (см. комментарий к ст. 78). При этом важно отметить, что при разновременном совершении каждого из таких деяний виновный реализует отдельно возникший умысел на получение второй или последующих взяток. Вместе с тем и одновременное получение должностным лицом взятки, но от нескольких лиц, если в отношении каждого взяткодателя совершается отдельное действие, также следует оценивать как преступление, совершенное неоднократно.

Получение взятки в несколько приемов за выполнение или невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого для взяткодателя результата, образует единое продолжаемое преступление и не может рассматриваться как его неоднократное совершение.

Увеличение должностным лицом ранее оговоренной суммы взятки и получение ее дополнительной части также не образует признака неоднократности, если им совершаются действия для достижения одного и того же результата в интересах взяткодателя.

Вымогательство как квалифицирующий признак состава получения взятки означает требование должностным лицом незаконного вознаграждения под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленно поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

В соответствии с Примечанием к ст. 290 УК крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда. При этом взятка в таких размерах может быть получена не только одновременно, но и отдельными частями в разное время, если их передача должностному лицу составляет эпизоды единого продолжаемого преступления.

^ Злоупотребление полномочиями

Данное преступление квалифицируется по статье 201 УК РФ, а субъектами преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства,

- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия,

- наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечания

1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации в статьях настоящей главы, а также в статье 196 настоящего Кодекса признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

2. Если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

3. Если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

^ Адвокат об особенностях защиты по обвинению в злоупотреблении полномочиями

Уголовная ответственность по статье 201 "Злоупотребление полномочиями" наступает за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Коммерческие организации - это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а некоммерческие организации - в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов и в других формах, предусмотренных законом.

И коммерческие, и некоммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов (ст. 50 ГК).

В отличие от коммерческих некоммерческие организации не имеют в качестве основной своей цели извлечение прибыли.

В примечании 1 к статье 201 для всех статей гл. 23 дано понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Таковым признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

В примечании 2 к статье 201 законодатель сформулировал принцип диспозитивности - новый для УК и относящийся в большей степени к положениям процессуального характера.

Этот принцип действует, когда какое-либо деяние из числа предусмотренных в этой главе причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием.

В этих случаях уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

Если же деяние, предусмотренное данной статьей либо иными статьями гл. 23, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях (примечании 3 к данной статье).

Существенный вред, причиненный злоупотреблением полномочиями, может выражаться как в потерях материального (имущественного) характера, так и в виде физического вреда, в нарушениях прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства.

Тяжкими могут быть признаны последствия, выразившиеся в экономическом разорении потерпевших, в крупных авариях, в причинении смерти или тяжкого вреда здоровью, в срыве осуществления государственными органами или общественными организациями экономических, социальных и других значимых для общества функций.

Субъектами преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Преступление совершается умышленно, с прямым или косвенным умыслом, с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.


Получение взятки в уголовном праве России

^ КОММЕНТАРИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 августа 2000 года

И.А. КЛЕПИЦКИЙ, В.И. РЕЗАНОВ

Клепицкий Иван Анатольевич, к.ю.н., доцент кафедры уголовного права Московской государственной юридической академии.

Резанов Владимир Ильич, к.т.н., доцент, генеральный директор консультационного центра Московского юридического агентства.

Принятые сокращения: УК - Уголовный кодекс Российской Федерации

ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации

ФЗ - Федеральный закон

МРОТ - минимальный размер месячной оплаты труда, установленный
законом


3173741406073479.html
3173902586633303.html
3173959121057814.html
3174110120379913.html
3174234960370616.html