Волков история христианства - страница 49

+1226 г.) («серафимический отец») почитается в Римо-Католической Церкви как величайший святой Средневековья и идеальный «подражатель Христу». Франциск родился в итальянском городке Ассизи, в богатой семье. В молодые годы он участвовал в феодальных междоусобных войнах, а остальное время проводил в праздных развлечениях. В 1207 г. в результате внезапного духовного переворота Франциск отказался от своего имущества и покинул родительский дом. Пытаясь буквально подражать Христу, он взошел на гору и в течение сорока дней молился перед распятием, после чего обнаружил на своем теле стигматы – болезненные язвы, - такие же, как крестные раны Христа. (Свт.Игнатий Брянчанинов указывает на мистический опыт Франциска Ассизского как на типичный пример бесовской прелести, которая является следствием падения в тщеславие и гордыню, о чем свидетельствуют уверенность Франциска в своей «праведности» и его грубо чувственные экстазы.) Затем Франциск отправился в город с проповедью любви, покаяния и евангельской нищеты, но, отвергнутый знатью и купечеством, поселился среди прокаженных и нищих. Франциск проповедовал даже кладбищенским птицам и растениям, в чем проявлялось его своеобразное юродство. Вокруг него возникло братство «миноритов», т.е. «малых», которое не основывало монастырей, но вело бродячий образ жизни. (Сейчас странничество францисканцев-миноритов заключается в том, что они живут на средства, выделяемые приходскими общинами.) Сначала последователей Франциска принимали за еретиков-вальденсов, которые также проповедовали нищету. Кроме того, призывы к нестяжательству раздражали церковных иерархов, которые привыкли жить в роскоши. В 1210 г. папа Иннокентий III признал братство францисканцев, вскоре преобразованное в орден. Его женская ветвь – клариссы или клариссинки, была основана ученицей Франциска Кларой Ассизской. В отличие от миноритов, клариски не бродяжничали, но жили в монастырях. В XVI в. возникла миссионерская ветвь ордена – капуцины (от слова «капюшон», который является отличительной чертой их монашеской одежды). На капуцинов первоначально была возложена обязанность борьбы с реформацией, которой позже занялись иезуиты (см. «История западных христианских конфессий», часть 3, №1). Часть францисканцев – т.н. «спиритуалы» увлклись учением еретиков-иоахимитов. Они видели во Франциске второго Христа и под влиянием апокалиптических настроений отказывались от послушания и прибегали к крайним формам нищеты, ссылаясь на то, что Христос и апостолы, якобы, не имели собственности, а лишь временно ей пользовались, тогда как Францисканский орден, по их мнению, изменил своим первоначальным идеалам и приобрел имущество, в т.ч. монастыри, существовавшие, вопреки уставу миноритов. Раскол в ордене удалось предотвратить его генералу Бонавентуре (см. ниже), который убедил руководителей спиритуалов вернуться к образу Франциска как к примеру для подражания. Многие из спиритуалов, остатки которых существовали еще долгое время были сожжены за иоахимитскую ересь и подстрекательство черни к грабежам и убийствам. Добровольная нищета, не имевшая должного духовного обоснования, становилась социально опасной и являлась питательной почвой для развития ересей.

Доминик де Гусман (+1221 г.) – августинский монах из Испании основал близ Тулузы свой первый монастырь, где в отдельных кельях жили принявшие постриг священники. Доминиканские монастыри сначала подчинялись ордену августинцев, но в 1216 г. папа утвердил создание нового ордена, задача которого состояла в проповеди среди еретиков, в первую очередь – альбигойцев на юге Франции. Будучи высоко образованными богословами, клирики-доминиканцы успешно убеждали еретиков хорошо отточенными аргументами, подтверждая свои слова личным примером благочестивой жизни. В 1220 г. орден под влиянием францисканцев стал нищенствующим, но, в отличие от Франциска, Доминик требовал соблюдения нищеты от каждого брата в отдельности, не распространяя этот принцип на собственность ордена. В 1232 г. на доминиканцев была возложена обязанность инквизиции и надзора за сохранностью чистоты католического вероучения. Себя доминиканцы называли «псами Господними», используя игру слов «Domini canes». Вместе с францисканцами они занимались миссионерством, побывав с проповедью у арабов, половцев, татаро-монголов, на Кавказе, в Индии, Китае и в других странах. В 1156 г. рыцарем Бертольдом в Палестине, на горе Кармил, где находится пещера пророка Илии был основан монастырь. Возникший на основе этой общины орден кармелитов взял для себя устав Василия Великого, утвержденный папой в 1226 г. Переселившись в Западную Европу после неудач крестоносцев, кармелиты в 1245 г., подобно францисканцам и доминиканцам, стали нищенствующим орденом. В XV в. среди кармелитов выделилось аскетическое направление – «босоногие». Кроме вышеуказанных монашеских орденов, в Римской Церкви существуют и другие, более мелкие ордена и конгрегации.

С XI в. началось бурное развитие схоластики – средневековой римо-католической теологии и философии, расцвет которой пришелся на XIII в. Учение схоластов, оплотом которых являлись средневековые университеты формировалось на основании творений св.Отцов (главным образом – блаж.Августина), но испытало влияние античной, исламской и иудейской философии, проникшей из захваченной арабами Испании. Именно через сочинения арабских и иудейских философов (ибн-Ружд (Аверроэс), Маймонид и др.) в Западную Европу пришел аристотелизм, оказавший сильнейшее влияние на богословие. Одной из важнейших причин обращения западной теологии к нехристианской традиции явилось иконоборчество в Византии, которая вследствие этой ереси с VIII – IX вв. перестала восприниматься на Западе как авторитетный центр христианского просвещения. Единственный в то время православный Константинопольский университет оказался недоступен для латинян, которые за период иконоборческой схизмы почти полностью лишились большей части святоотеческого наследия, в основе своей – грекоязычного. Развитию средневекового богословия на Западе, как и на Востоке в эпоху Вселенских Соборов, способствовала полемика с ересями. Схоластами со времен придворной «Академии» Карла Великого называли преподавателей свободных наук – грамматики, геометрии, музыки, астрономии, а впоследствии – всех тех, кто занимается теологией и философией. Между представителями двух направлений схоластики – рационалистического и мистического нередко возникали резкие споры, т.к. рационалисты переоценивали возможности разума в постижении догматических истин, а мистики стремились оградить сферу непостижимого от рационального анализа. Схоласты пытались осмыслить содержание веры, оставаясь в пределах формальной логики. Холодный, чисто рассудочный метод анализирования христианских догматов, воспринятый западными богословами из аристотелевской философии и скептическое отношение к собственной вере, которому они научились у Маймонида и других учителей Талмуда привели, в конечном итоге, к значительным искажениям римо-католического вероучения и вырождению схоластики в одну из светских дисциплин, своего рода «точную науку». (В отличие от схоластов, св.Отцы Церкви постигали догматические истины в духовных созерцаниях, преображающих разум. При этом, их размышления оставались последовательными и не противоречили логике, что исключало конфликт между мистическим и рациональным путями Богопознания. Православное богословие использует философские системы Платона, Плотина (неоплатонизм) и Аристотеля лишь в качестве инструмента для точного и упорядоченного изложения вероучения, но не подчиняет себя законам философии.) К рационалистическому направлению в схоластике относились такие крупные фигуры, как Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Петр Ломбардский и Фома Аквинский. К мистическому направлению латинского богословия принадлежали Петр Дамиани, Бернард Клервосский, Гуго Сен-Викторский, Джованни Бонавентура. Все они, кроме Абеляра причислены Римской Церковью к лику святых и считаются «учителями Церкви».

Петр Дамиани (+1072 г.) был итальянским еремитом из ордена камальдулов, известного своим строгим аскетизмом (см. «История Церкви», часть 1, №20). Став аббатом в монастыре Фонтеавемана, он основал в Италии конгрегацию монастырей. В 1057 г. Дамиани сделался кардиналом и проявил себя как активный деятель церковной реформы XI в., снискав славу «второго Иеронима». Он проповедовал покаяние и вел неустанную борьбу с «николаитами» (женатым духовенством) и «симонистами». Учение Петра Дамиани, в котором вера противопоставляется разуму носит иррационалистический характер: Бог не подчиняется даже закону противоречия и может, напр., делать «бывшее небывшим» (трактат «О Божественном всемогуществе»). Он также явился распространителем традиции самобичевания, принятой у монахов-камальдулов. По словам Петра Дамиани, самоистязующиеся достигают четырех целей: подражают Христу, принимают мученичество, смиряют плоть и искупают грехи. По его подсчетам, пение десяти псалмов дает время для нанесения себе тысячи ударов, а три тысячи плетей он приравнивал к одному году покаяния. Самобичевание особенно ревностно практиковалось флагеллантами (т.е. «бичующимися») – народным движением XIII – XV вв. Они устраивали процессии с пением гимнов и покаянных молитв, во время которого происходило бичевание. Сначала это движение поощрялось Римской Церковью, но в XV в., когда флагелланты стали считать для себя необязательным приступать к исповеди, они были осуждены за ересь. В XVI – XVII вв. самобичевание вновь стало практиковаться иезуитами и проповедовалось миссионерами в языческих странах, где иногда принимало изуверские формы.

Бернард Клервосский (+1153 г.) – самый видный деятель Цистерцианского монашеского ордена, выдающийся богослов-мистик, проповедник и церковный политик. Он принял монашество в аббатстве Сито, где подорвал свое здоровье суровым аскетизмом. В 1115 г. Бернард стал аббатом основанного им монастыря Клерво. Он выступал как строгий ревнитель общественной морали и горячий защитник папства, боровшегося за власть со светскими правителями, явился инициатором II Крестового похода (1147 – 1149 гг.) и идейным вдохновителем создания рыцарского ордена тамплиеров. Жестокость Бернарда в борьбе с врагами Римской Церкви сочеталась с лиричностью его мистических произведений. Бернард Клервосский разработал учение о двенадцати ступенях смирения и четырех степенях любви, с помощью которых душа возносится в сферу Божественной истины. Выше всего для него стоит любовь к Богу – мистический брак души со Словом, низшей ступенью к которому является любовь ко Христу-Человеку, достигаемая сосредоточенным размышлением над земной жизнью Христа, Его Распятием и Воскресением. Под влиянием Бернарда Клервосского возникла богословская школа при монастыре Сен-Виктор в Париже, которая разрабатывала методику мистического созерцания и боролась с рационализмом. Наиболее известный представитель этой школы - Гуго Сен-Викторский (+1141 г.), написавший энциклопедический труд «Дидаскалион». Он отрицал возможность умственного Богопознания, в силу действия в человеке первородного греха. Гуго Сен-Викторский первым сформулировал учение о церковных Таинствах, которых он насчитывал 30. Джованни Бонавентура (+1274 г.) («серафимический доктор») – крупнейший богослов францисканской традиции. Он закончил Парижский университет, стал францисканским монахом, а затем – доктором богословия. В 1257 г. Бонавентура сделался генералом ордена, а в 1273 г. – епископом Альбанским. По заданию папы Григория Х он возглавил подготовку ко II Лионскому («XIV Вселенскому») Собору 1274 г., на котором была заключена Лионская уния с Константинополем и неожиданно скончался во время собора. Среди произведений Бонавентуры наиболее известны «Путеводитель души к Богу» и трактат «Сопоставления», состоящий из трех частей: «Декалог», «Дары Святого Духа» и «Шестоднев». Он развил учение о шести степенях созерцания, последней из которых является экстатическое видение высших тайн Божиих. В системе Бонавентуры синтезированы идеи св.Отцов (в основном – западных), Аристотеля и неоплатонизма. Кроме того, он испытал большое влияние Бернарда Клервосского. По выражению Бонавентуры, «разум должен читать то, что освящает вера».

Ансельм Кентерберийский (+1109 г.) – «отец схоластики», был сначала аббатом монастыря в Нормандии, а затем – архиепископом Кентерберийским. Он явился одним из основоположников схоластического метода богословствования. Как и все ранние схоласты, Ансельм находился под влиянием платонизма, переработанного в учении блаж.Августина (с середины XII в. в схоластике стала распространяться философия Аристотеля). Ансельм составил онтологическое доказательство бытия Божия, которое выводится из понятия Бога как Существа Совершенного и обладающего всей полнотой бытия, т.к. неполнота бытия – это несовершенство, а совершенство включает в себя бытие. Ансельм Кентерберийский первым среди латинских богословов обосновал принятый Римской Церковью в XI в. догмат об исхождении Святого Духа «от Отца и Сына». Согласно этому латинскому учению, которое нарушает единоначалие в Святой Троице Ипостаси Бога-Отца и ставит Святого Духа в подчиненное положение по отношению к Отцу и Сыну, «Святой Дух исходит из Того, в чем Отец и Сын – Одно», т.е. «изводится Сыном от Отца», являясь «связью» («взаимной любовью») между Ними. Ансельм также окончательно сформулировал юридическую концепцию Искупления (см. «Священная история», часть 2, №2). Повышенное сосредоточение внимания на Страданиях Христа, распятого (наказанного) за грехи мира, является одной из характерных черт латинства, что можно видеть на примере западных мистиков, стремившихся к чувственному «переживанию» Страстей Господних (стигматы, самобичевание и т.п.), а также холодной, траурной торжественности церковного культа. Одним из самых известных схоластических богословов был Пьер Абеляр (+1142 г.) – магистр парижской Соборной школы, получивший прозвание «Сократа Галлии», «Платона Запада» и «странствующего рыцаря диалектики». Его незаурядный ум, красноречие и личное обаяние привлекали в Париж слушателей со всей Западной Европы. После того, как Абеляр был оскоплен дядей своей возлюбленной, он принял постриг в монастыре Сен-Дени под Парижем, а затем был аббатом в одном из монастырей в Бретани. Абеляр отождествлял богословие и философию, и его девизом были слова: «Понимать, чтобы верить». Его учение дважды осуждалось Римской Церковью за арианскую, несторианскую и пелагианскую ереси, т.к. содержало слишком рациональное толкование догматов о Святой Троице, Лице Иисуса Христа и утверждение о том, что наказание, данное Адаму, не адекватно его вине, а лишь является назиданием. Абеляр отрицал наследственность первородного греха, исходя из свободы воли человека, а Искупление рассматривал лишь как поучение человечеству, побуждающее его к ответной любви к Богу. После отказа от своих концепций, на котором настоял Бернард Клервосский на Сансском Соборе 1141 г. Абеляр удалился на покой в монастырь Клюни, где находился до конца своих дней. Несмотря на церковное осуждение, идеи Абеляра оказали огромное влияние на все последующее западное богословие. Его ближайшим учеником («оруженосцем») был Арнольд Брешианский (см. №1). Практические следствия, вытекавшие из учения Абеляра о Церкви, он развил последовательнее и резче самого Абеляра.

Фома Аквинский (+1274 г.) – «вселенский доктор», был крупнейшим схоластом, систематизировавшим все западное богословие. Сын графа Аквино из Неаполитанского королевства, Фома, еще в молодые годы став монахом-доминиканцем, был благословлен и взят под опеку папой Иннокентием IV. Затем он поступил в Кельне в ученики к знаменитому Альберту Великому (+1280 г.) - первому схоласту, который в своих сочинениях воспроизвел всю философию Аристотеля, постоянно принимая во внимание арабских комментаторов. Будучи авторитетным доктором богословия, Фома с большим успехом преподавал в университетах Парижа и Болоньи. Им были написаны 17 томов сочинений, крупнейшее из которых – «Сумма теологии», - систематическое изложение римо-католического вероучения, явившееся вершиной схоластики. (До Аквината подобная систематизация была предпринята в менее совершенной форме Петром Ломбардским в его «Сентенциях».) В своем учении Фома Аквинский вслед за Альбертом Великим широко использовал философию Аристотеля, доведя ее до наивысшего развития и приспособив к церковным догматам, что сначала вызвало протест у многих теологов, особенно – в Англии, но через сто лет после своей смерти он получил в Римской Церкви всеобщее признание. «Сумму теологии» священники клали на алтарь рядом с Евангелием. Таким образом, аристотелизм в изложении Аквината стал официальной римо-католической философией. Учение о семи Таинствах, окончательно сформулированное Фомой Аквинским, было позже заимствовано православными богословами. Это учение вытекает из особенностей западного понимания Таинства как новой реальности, абсолютно чуждой падшему миру. Эта «благодатная помощь падшему человеку» подается «силою Страстей Христовых» и посредством произнесения тайносовершительной формулы, к которой и сводится все Таинство. Не признавая православное учение о нетварных энергиях, действующих в Таинствах и делающих человека причастником Божественного естества, латинское богословие учит о том, что энергии Божества тождественны Его сущности, а благодать, подаваемая верующим, является тварной, хотя и сверхъестественной по отношению к человеческой природе. Отсюда вытекает невозможность обожения для человека, а спасение сводится к избавлению от наказания посредством Искупительной Жертвы Христа и отстраненно умственному созерцанию Божественной сущности, о которой Фома Аквинский и другие латинские богословы рассуждают в рациональных категориях, в отличие от православных мистиков, говорящих об абсолютной недоступности сущности Божества для человеческого восприятия и, при этом, о возможности обожения посредством нетварных энергий.

Иоанн Дунс Скот (+1308 г.) – «утонченный доктор», - последний представитель «золотого века» схоластики, был францисканским монахом британского происхождения и преподавал в Оксфордском и Парижском университетах. Он выступал против аристотелизма в богословии и следовавших ему Альберта Великого и Фомы Аквинского. В полемике против доминиканцев – последователей Аквината Дунс Скот первым из богословов защищал распространившееся к тому времени учение о «непорочном зачатии Девы Марии». При этом, в его богословии заметен уклон в несторианство, которое лишь не доводится до логического конца. Дунс Скот резче других схоластов различал веру и знание, отрицая подчиненное отношение наук к теологии. Его утонченное философствование, независимое от богословской системы, делает Дунса Скота предвестником нового мировоззрения, секулярного по своей сути, которое в последующие века возобладало в европейской мысли.


№3. «Авиньонское пленение» пап. Ликвидация

ордена тамплиеров. «Великий раскол» папства.

«Соборное движение». Джон Уиклиф и Ян Гус.

Идеи эпохи Возрождения. «Новое благочестие»

С начала XIV в. резко усилилась власть французских королей, оспаривавших право преемства от Римской империи и державы Карла Великого у Священной Римской Империи, правители которой короновались папой. Этот французский национализм позже получил название «галликанизма». Французский король Филипп IV Красивый (1285 – 1314 гг.) низложил в 1303 г. неугодного ему папу Бонифация VIII, отличавшегося большим властолюбием. По настоянию короля папа Климент V в 1309 г. переселился из Рима в город Авиньон, на юге Франции, где пребывали также шесть последующих пап (все по национальности – французы), которые короновали королей Франции, сами будучи их выдвиженцами. Самым могущественным и известным Авиньонским папой был Иоанн XXII (1316 – 1334 гг.). Всего период «Авиньонского пленения» пап продолжался с 1309 по 1378 гг.

Рыцарский орден тамплиеров сильно тревожил Филиппа Красивого своим военным, финансовым и политическим могуществом. В связи с обвинениями его членов в совершении тайных колдовских обрядов, кощунствах над христианскими святынями, противоестественных грехах и т.п., а также в подготовке заговора против короля, было проведено тщательное расследование с применением к тамплиерам пыток. Во время своего пребывания в Палестине орден имел сношения с иудейской и мусульманской общинами, через представителей которых рыцари узнали о процветавших в то время мистических учениях - каббале, исмаилизме и суфизме и восприняли их элементы в качестве тайной доктрины. Кроме общеизвестного устава ордена, составленного Бернардом Клервосским и утвержденного папой, существовал тайный устав. Его высшей целью являлась «просветительская» деятельность во всем мире и создание единого наднационального государства с центром в Иерусалиме, с восстановленным Храмом Соломоновым, который официально должен быть посвящен Богу, а фактически – сатане. Тайное учение тамплиеров напоминало манихейство и другие дуалистические системы, от которых отличалось фактическим поклонением сатане как низшему божеству – «создателю» материального мира. Переместившись в Западную Европу, тамплиеры начали вести подрывную деятельность против Римской Церкви и правительств европейских стран, в первую очередь – Франции, всюду внедряя своих агентов. Во время альбигойских войн тамплиеры оказывали поддержку катарам, многие из которых вступили в их орден. В 1310 г. были сожжены 54 тамплиера. На Вьенском Соборе 1311 – 1312 гг. орден был официально распущен, уже задним числом, а основная часть его огромного имущества перешла к иоаннитам. В 1314 г. Жака де Моле - великого магистра тамплиеров сожгли возле Нотр Дама как еретика. После ликвидации ордена его остатки сохранились в Португалии, Германии и особенно – в Англии и Шотландии, где тамплиеры не подвергались преследованиям и, просуществовав до XVII в., преобразовались в масонские ложи – тайные общества, состоящие в основном из влиятельных людей и ставящие своей целью переустройство мира на нехристианских началах, т.е. в соответствии с иудейскими представлениями о царстве Мессии (или антихриста, согласно христианскому Откровению). Влияние, оказанное на исторический процесс масонами и всеми их предшественниками и последователями – носителями «тайны беззакония» очевидно для внимательного и православно мыслящего наблюдателя: все противники Христа, начиная от Его распинателей и заканчивая творцами «нового мирового порядка», стоят в одном ряду сознательных или невольных служителей сатаны. (Современные либеральные историки считают, что все обвинения, возводившиеся на тамплиеров, были сфабрикованы инквизицией и французским королевским двором.)

В 1378 г. скончался Авиньонский папа Григорий XI, и в Риме после 70-летнего перерыва папой был избран итальянец Урбан VI, но в Авиньоне тогда же был поставлен антипапа Климент VII, в прошлом – пират. После взаимного отлучения Авиньонского и Римского пап начался «великий раскол» папства, продлившийся почти 40 лет. В 1409 г. состоялся Пизанский Собор, который низложил обоих правящих пап и избрал нового. Поскольку ни один из пап не согласился уступить, возникло троепапство, которое уже было в Римской Церкви во времена ее упадка – в первой половине Х в. Констанцский («XVI Вселенский») Собор, проходивший в 1415 – 1418 гг., положил конец «великому расколу», сместив авиньоского и пизанского антипап. Римский законный папа Григорий XII добровольно отказался от кафедры. Новым папой был избран Мартин V, который признал постановление собора, ограничивающее папскую власть. Согласно этому документу, папа хотя и почитается как первосвященник, но принятые им решения должны утверждаться собором епископов, к которым переходит власть в национальных церквях - епархиях Римской Церкви. Впервые в истории Римо-Католичества высшая церковная власть оказалась в руках коллегии кардиналов. Собор также осудил как ереси флагеллантизм (см. №2) и учение Джона Уиклифа и приговорил к сожжению Яна Гуса (см. ниже). В 1438 г. т.н. «прагматическая санкция» закрепила политическую независимость Франции от Священной Римской Империи и национальной Французской Церкви – от Рима, что позволило французским королям сохранить достоинство в сложившейся ситуации. До конца XVIII в. во Франции господствовала национальная идея галликанизма, приверженцы которой, как и участники Констанцского Собора, считали, что духовная и светская власть папы должна быть ограничена свободной волей епископата. Кроме того, французский король как «преемник франкских и римских императоров» имел право назначать епископов, которые лишь утверждались папой. Т.н. «соборное движение», пытавшееся провести в Римо-Католической Церкви антипапистскую реформу, после Пизанского и Констанцского Соборов нашло свое продолжение в Базельском Соборе (1431 – 1449 гг.), который еще сильнее ограничил церковную и светскую власть папы и провозгласил «непогрешимость соборного мнения» (согласно православному учению, непогрешимостью обладает лишь сама Церковь, а не какие-либо ее институты или представители). Поскольку папа Евгений IV(1431 – 1447 гг.) выразил свое несогласие с этими постановлениями, собор объявил о его низложении и избрал антипапой Феликса V, но Евгений IV сумел удержать власть в своих руках и созвал другой собор – Ферраро-Флорентийский («XVII Вселенский»), на котором была заключена уния с Константинополем, а Базельский Собор – объявлен незаконным. Таким образом, «соборное движение» было подавлено, а папство вновь восторжествовало.

Реакцией на кризисное состояние, в котором оказалась Римо-Католическая Церковь явились новые еретические движения, воскресившие идеи вальденсов и ставившие своей целью ее переустройство. Вождями этих движений явились Джон Уиклиф и Ян Гус. Джон Уиклиф (
3180461063660104.html
3180586086070260.html
3180619246415663.html
3180686779619542.html
3180748524322490.html