Игровой дом экологии - Заповедные территории и люди

Игровой дом экологии - Заповедные территории и люди


^ Игровой дом экологии


Николаева Н. И.,

Воронежский заповедник


В последние годы многие преподаватели школ и учреждений дополнительного образования, а также экологи-просветители самих ООПТ все более убеждаются в том, что нетрадиционные методы обучения помогают учащимся в изучении школьной программы и в познании мира природы. Одним из элементов такого обучения и являются экологические игры. К сожалению, сборники таких игр доступны далеко не всем, хотя постоянно появляются новые программы с их использованием. Поэтому кто-то вынужден придумывать собственные игры, кто-то использует старые, творчески трансформируя их в экологические, кому-то посчастливилось обучаться на специализированных курсах. В своей работе нам также пришлось пройти через все эти этапы и сложности, постепенно набирая собственную базу методических разработок игр и апробируя их со школьными группами.

Эффект от применения экологических игр во время экскурсий в природу или занятий в помещении впечатляет. Единственное условие: игры должны подбираться не только по тематике и соответственно возрасту участников, а также чередоваться в ходе занятия (активные и спокойные). Поскольку какие-то отдельные игры многие знают и опробовали в своей работе, мы хотели бы предложить вашему вниманию проведение целевых занятий на природе как в дневном, так и ночном лесу. Это “сенсорная тропа” или “тропа ощущений” и “ночная тропа”. За основу взята методика занятий американских экологов-просветителей (эколого-просветительский центр PEEC, штат Пенсильвания), в которую добавлены отечественные игровые разработки, а также свое текстовое сопровождение. Поскольку текст во время проведения этих занятий может варьироваться довольно широко, то это дает возможность привязать занятия к любому природному объекту и использовать различный подбор игр.


Сенсорная тропа


Провести это занятие, вызывающее большой интерес у ребят, можно в лесу, в парке, в лесополосе и даже на школьном озелененном участке. Цель занятия — практическое познание природы, развитие навыков наблюдения и чувственного восприятия всех ее компонентов. Предварительная подготовка: произвольно на небольшом участке с деревьями натянуть веревку длиной 60-100 м зигзагами между отдельными деревьями (на уровне локтя), оставив между “входом” на тропу и “выходом” несколько метров, свободных от веревки. Задание детям: запомнить маршрут, подсчитать количество крупных и небольших деревьев, ощупывая их руками по мере продвижения по тропе, запомнить ощущение почвы под ногами. Детей на тропе расставляют примерно в полуметре друг от друга (вариант 1) или друг за другом (вариант 2). Главное условие: по сенсорной тропе дети идут с зак­рытыми (завязанными) глазами.


Вариант 1. Детей подводят к началу тропы, объясняют задание, завязывают глаза, кладут правую руку на веревку. Направляя игроков по цепочке вдоль веревки, следят, чтобы они не наткнулись на впереди идущего игрока, а второй рукой ощупывали стволы. На “выходе” помощник отводит детей по одному в сторону, просит снять повязку с глаз. Когда все участники за­кончат маршрут, обсуждаются впечатления от такого прохождения вслепую, на какие органы чувств дети больше ориентировались, было ли страшно, а также какое количество деревьев, с какой корой было встречено на тропе. После этого проводятся игры.


Вариант 2. Сложнее, но инте­реснее. Тропу оборудуют заранее, в тайне от участников игры и ведут к ней окольным путем метров 100 ребят уже с завязанными глазами. При этом детям заранее дают задание, ставят цепочкой друг за другом и просят держаться крепко за талию или плечи впереди идущего игрока. После прохождения по самой сенсорной тропе, от “выхода” детей снова (с закрытыми глазами) отводят к началу маршрута, чтобы они не успели увидеть расположение тропы. Пока руководитель, попросив снять повязки с глаз, обсуждает с ребятами впечатления от пройденного вслепую пути и “тропы ощущений”, помощник незаметно снимает веревку на тропе. Чтобы ожидание не было долгим, с детьми проводят экологические игры, а в заключение занятия предлагают теперь уже с открытыми глазами найти тропу и проверить свои подсчеты деревьев, а так же свои ощущения.


^ Игры:


“Этажи леса” (“Составь ярусы леса”)

Рассказав о ярусности лесно­го участка, находящегося перед детьми, и о многообразии расте­ний, составляющих эти ярусы, уча­стникам предлагается построить­ся так, чтобы наглядно были представлены все “этажи” данного участка. Например, не­сколько самых высоких ребят со­ставляют 1 ярус — сосну, дуб; по­меньше ростом — растения II яру­са — липу, клен, осину; III ярус — кустарники: черемуху, орешник (дети немного присе­дают); IV ярус — черника, брусни­ка; V ярус (дети на корточках) — травы, мхи. Так, в любом участке леса школьники быстро начинают ори­ентироваться и сами строить яру­сы, определяя растения.


“^ Найди 3 предмета старше себя”

Попросить детей разделиться попарно и принести 3 природных предмета, которые старше их по возрасту. Время на выполнение задания — 3 минуты. При этом предупредить ребят, чтобы не та­щили поваленные деревья, такое во время игры случается часто!

Дети приносят свои находки ру­ководителю и вместе обсуждают найденное — камни, сухой валеж­ник, землю и т.д. Игра вызывает много шуток, так как зачастую при­носятся предметы младше себя – листья, веточки, семена.


“^ Найди 5 предметов младше тебя”

Исходя из опыта предыдущей игры, дети довольно быстро и с азартом справляются с заданием, приносят хвоинки, опавшую кору, шишки, ягоды и т.д.


“^ Послушай тишину” (“Наедине с природой”)

Игру можно проводить стоя, но если экскурсия проходит летом, то лучше лежа на траве. Попросить детей зак­рыть глаза, 3 минуты помолчать и прислушаться к окружающему миру, запомнив все услышанные звуки и откуда они доносятся. Пос­ле того, как все откроют глаза, по­просить одного из ребят расска­зать о своих ощущениях и тех зву­ках, что он смог различить (шум ветра, шорох, лай собаки, звук ав­томобиля и т.д.). Кто-то из детей наверняка слышал больше звуков, попросить его дополнить рассказ, со­ставив как бы звуковую карту. После задания рассказать ребятам, почему нельзя шуметь в лесу, как ориентируются животные по зву­кам, способы звукового общения в природе (сигналы тревоги, опасно­сти, обозначения территории и т.д.). Очень действенная игра в отношении изменения своего по­ведения на природе.


“^ Найди свое дерево”

Обычно проводят на полянке или любом открытом месте, где невдалеке растут деревья. Ре­бят разбивают на пары, одному завязывают глаза или просят заж­муриться, а второй напарник ведет его за руку, петляя по своему ус­мотрению к заранее облюбован­ному дереву. После этого разрешает тщатель­но ощупать кору, ствол, а потом отводит на место сбора игроков. Повяз­ку снимают или ребенок открыва­ет глаза и пытается найти “свое” дерево, при этом напарник следит, чтобы дерево было обнаружено правиль­но. Потом участники игры в паре меня­ются ролями.


“^ Найди три оттенка зеленого”

Игру лучше проводить в весенне-летний период. Детей, раз­бив попарно, просят найти расте­ния с разными оттенками зелено­го цвета. Осенью игра видоизменяется — нужно найти листья или травин­ки с оттенками желтого цвета.


“^ Определи 5 предметов из природного материала” (по запаху и на ощупь)

Разбиться попарно. Возле ру­ководителя остаются дети с зак­рытыми глазами, а в это время их напарники в течение 3-4 минут должны найти 5 предметов (шиш­ки, грибы, листочки, орехи, галлы, корешки и т.д.), отозвать своего партнера в сторону, который с закрытыми глазами дол­жен на ощупь и по запаху опреде­лить найденный предмет. После этого дети в паре меняются ролями. Игра заставляет ребят ориентировать­ся на тактильные ощущения и вы­зывает большой интерес.


“Фотограф”

Разбиться по парам, один из игроков становится “фотоаппаратом”, другой “фотографом”. Предварительно руководитель разъясняет принцип выбора объектов для фотосъемки на природе, чтобы снимок получился запоминающимся.

Задание: “фотограф” ведет за руку “фотоаппарат” (при этом игрок идет с закрытыми глазами), выбирая объект для натурных съемок. Выбрав наиболее эффектную по своему мнению композицию, “фотограф” ставит “фотоаппарат” на свое место, легонько нажимает на его плечо и просит открыть глаза на две секунды и снова закрыть. “Снимок” сделан. Игрок-“фотоаппарат” с закрытыми глазами отводится к руководителю и рассказывает, что он увидел и какое впечатление этот “снимок” на него произвел. При этом выясняется мастерство “фотографа” и его ошибки при выборе кадра. Впоследствии игроки меняются местами. Игра становится более эффективной, если “фотографу” при выборе объекта дать в руки рамочку от диапозитива.


“^ Кто дальше?”

В игре участвуют до десяти человек, остальные – зрители. Игроки становятся в шеренгу вдоль линии старта.

Задание: руководитель берет игрока за руку, предлагает пройти вперед и при каждом шаге громко называть вид какого-либо животного (это могут быть, например, птицы). При заминке более, чем на две секунды игрок оставляется на месте, а руководитель идет со следующим игроком, предлагая назвать других обитателей, например, насекомых, с третьим игроком – млекопитающих и т.д. Выигрывает тот игрок, который уходит дальше всех и достигает финишной черты.


“^ Птица, рыба, зверь”

Игроки становятся в широкий круг, в середине его ведущий, который поочередно бросает мяч играющим. При этом он говорит, например, “птица”, а ловящий мяч игрок должен тут же ответить название птицы (в течение не более 3-х секунд) и отбросить мяч ведущему обратно. Следующему игроку предлагается назвать зверя или рыбу. Если кто-то из игроков повторил название вида, которое уже прозвучало в игре, он выбывает из круга. Ведущему разрешается подряд называть одну и ту же группу животных, чтобы дезориентировать игроков. Победителем выходит последний оставшийся игрок.


“^ Овцебыки и волки”

Участникам предварительно разъясняются взаимоотношения между овцебыками и волками, коротко рассказывается о биологии этих животных и способах выживания в суровых северных условиях. Смысл игры: предотвратить нападение стаи “волков” (3 человека) на стадо “овцебыков”, состоящее из телят, самок и быков. Строится группа обороняющихся копытных: в центре 3-4 “теленка” (низкорослые школьники, которым сзади за пояс засовывают веревочки – “хвосты”), они становятся в круг лицом друг к другу. Следующий круг игроков – “самки” (6-7 человек), которые становятся лицом к волкам. Внешний круг обороны – “быки” (3-4 игрока), они не смыкаются, а свободно передвигаются вокруг круга с “самками” и “телятами”, стараясь не подпустить “волков”. По сигналу “волки” пытаются прорвать круг обороны и оторвать “хвост” у теленка, такой “теленок” считается пойманным и выбывает из игры. Игру лучше проводить на мягком грунте или деревянном полу, поскольку игроки часто увлекаются и падают на землю.


Помимо вышеперечисленных игр можно использовать разные варианты, но не более 12-15 игр за одно занятие. Игры, которые также подойдут для этого занятия: “Олени и природные факторы”, “Пруи!(баньян и его корни)”, “Птенец в стае”, “Лягушка и комарики”, “Найди свою пару по звуку”, “Наседка и коршун”, “Где моя мама?”, “Вороны и совы”, “Паутина жизни”, “Кто как движется” и другие. Все эти игры должны сопро­вождаться разъяснениями руково­дителя, его и детскими комментариями проис­ходящего, так как главная задача занятия — учиться вести себя на природе, ощущать ее красоту и многообразие, бережно к ней от­носиться.


Занятие в ночном лесу (“Ночная тропа”)


Цель занятия — научить детей не бо­яться темноты, обрести навыки поведе­ния в лесу днем и ночью, объяснить особен­ность работы органов зрения в сумер­ках, а также познакомить с образом жизни и поведением ночных и дневных животных в темное время суток.

Занятие требует тщательной предва­рительной подготовки руководителя, детей, а также проверки самого маршрута. Объяснение во время занятий включает рассказ о том, как вести себя в лесу, если заблу­дился, как оборудовать место для ноч­лега, как ориентироваться по звукам, кого и чего следует опасаться ночью. Важным моментом является показ природных объектов, по которым можно ориентироваться в лесу. Особое внимание необходимо уделить рассказу о поведении животных ночью, их взаимоотношениях друг с другом, например, хищники и объекты их охоты, способы маскировки и т.д. При проведении специализированных игр необходимо напомнить принципы функцио­нирования зрительных клеток “колбо­чек”, отвечающих за цветовое восприя­тие и “палочек”, определяющих черно-белую гамму, объяснить, почему в тем­ноте все предметы кажутся увеличен­ными.

Оборудование для игр: свеча, спич­ки, белый пластиковый стаканчик, 3 кон­тейнера от фотопленок с зернами риса, 3 повязки для глаз.

Инструктаж: перед выходом на ноч­ную тропу рассчитаться по номерам, чтобы периодически проводить провер­ку присутствующих, дети должны соблю­дать тишину и не отходить от руково­дителя (на тропе желательно присутствие двух сопровождающих взрослых).

По мере прохождения и рассказа на тропе проводятся эколого-познавательные игры.


^ Игры на ночной тропе:


“Ночной призрак”

Разбить детей на пары, поставив каждую при­мерно в полуметре вдоль тропы. Дети в паре становятся напротив друг друга так, чтобы было видно лицо напарника. Задание: в течение 10 сек. смотреть, не отвлекаясь, партнеру на кончик носа, потом быстро перевести взгляд на ле­вое плечо (5 сек.), потом снова на кон­чик носа (5 сек.). И так примерно 8-10 раз. Де­тям будет казаться, что лицо резко уве­личивается, приобретая необычную форму, как “ночной призрак”. Объяснить работу “палочек” и “колбо­чек” и как они создают эффект уве­личения при резком переводе взгляда на различные по освещенности объекты.


“^ Игра со свечой”

Руководитель вместе с детьми ста­новится в круг и зажигает, протянув в центр круга руку, свечу. Перед этим дается зада­ние: закрыть ладонью левый глаз и смотреть, не отрываясь, на пламя све­чи в течение 1 минуты (на расстоя­нии не менее 1 м). Чтобы скоротать время, предлагается детям по кругу рассказать сказку или историю (каж­дый участник использует по одному предложению). Затем просят открыть левый глаз, при этом закрыв правый (все это время дети смотрят на пламя све­чи), потом — снова левый. Эффект: пламя видно то четко, то в туманном ореоле, что объясняется сужением и расширением зрачков и работой зри­тельных клеток.


“^ Наедине с лесом” (“посиди-послушай”)

Один руководитель остается на месте, а второй ведет детей вдоль тропы и оставляет их поодиночке на расстоянии нескольких метров друг от друга. Предварительно детям дают задание: в течение 2-3 минут с зак­рытыми глазами молча посидеть на корточках и запомнить все звуки и их направление. По сигналу детей потихоньку соби­рают вместе и они по очереди расска­зывают свои впечатления и ощуще­ния от пережитого, сколько и какие звуки они слышали (шум ветра, шо­рохи листьев, звуки транспорта и т.д.). Обычно дают высказаться 2-3 школь­никам, их дополнят остальные участ­ники игры. После обмена мнениями и сравнения ощущений нахождения в дневном и ночном лесу рассказать, как чувствуют и ведут себя животные в темноте, кто где прячется, охотится и т.д. Примечание: если кто-то из детей очень боится темноты, желательно их посадить на тропе рядом со взрослыми.


“^ Летучая мышь и комарик”

Эту игру начинают после рассказа о поведении ночных животных, особенно летучих мышей, объяснив при этом принцип поимки насекомых с помощью эхолокации.

Дети становятся в широкий круг. Выбираются 2 участника игры, которые будут “мышью” и “комаром”, им дают в руки по контейнеру с рисом и завязывают глаза.

Задание: “летучая мышь” должна периодически подавать сигнал контейнером (“включает эхолокацию”), а “комар” тотчас же послать ответный сигнал своим контейнером (“отражает сигнал”). Остальные дети подстраховывают игроков, чтобы они не вышли за пределы круга и стараются вести себя тихо, чтобы не мешать игрокам обнаружить друг друга. Игроков разводят в стороны, и по сигналу начинается “охота” до тех пор, пока “комар” не будет пойман. Игру можно усложнить, запустив в круг двух “комаров”.

Эта игра очень эмоциональна, легко объясняет понятие эхолокации, дает волю фантазии, так как дети с удоволь­ствием меняют тактику ловли и убега­ния, хитрят, отвлекая внимание “мыши”.


^ Индейская игра “Хранитель огня”

Перед началом игры рассказывают об обычае, существовавшем у некоторых индейских племен: если в вигваме по­тухает костер, то огонь (угольки в гор­шке) надо тихонько забрать в другом вигваме, чтобы он не потерял свою живую силу.

Выбирается “хранитель огня”, его сажают в середину широкого круга на корточки, предварительно завязав гла­за. Перед ним ставится пластиковый стаканчик в пределах досягаемости, чтобы можно было периодически про­верять его наличие.

Задание: игрокам из круга необходимо как можно тише подобраться к “огню” и забрать его. Игроки должны стоять очень тихо, но так, чтобы видеть руку руководите­ля, который молча указывает на того игрока, который должен подобраться к “хранителю огня”. Если по шороху “хранитель” правильно определил приближающегося и указал на него рукой, то тот считается обнаруженным и сам становится “хранителем”.

Игра развивает способность дви­гаться бесшумно, ориентироваться со­гласно обстановке и является нагляд­ным примером того, как в тишине дви­гаются лесные обитатели.


После этих игр лес, как правило, уже не кажется таким страшным, дети на­глядно получают урок поведения на природе, и ощущения на “ночной тро­пе” для них незабываемы. “Тропу” можно провести всего на расстоянии 100-200 метров, не углубляясь далеко в лес или парк, хотя больший эффект достигается, если пройденный путь составляет не менее 1,5-2 километров.


«Лис Лисыч, Железная Загрязнюка, Куча Мусора и другие (сказки Лис Лисыча)»


Авторы: Полетаев Ю.П., Губернаторова И.В.,

^ Эколого-просветительский центр «Самарская Лука»


Дорогие друзья!


Мы хотим представить на ваш суд небольшую экологическую сказку. Изначально она задумывалась как сценарий кукольного спектакля, а перед вами – вариант в прозе.

Сказка была подготовлена к изданию в рамках европейского Фестиваля охраняемых территорий “Парки Европы – без границ”. Не секрет, что наша жизнь напрямую зависит от сохранения живой природы на планете Земля. Сегодня в мире осталось не так уж и много нетронутых, заповедных мест, с их уникальными ландшафтами, животными и растениями. Благодаря заповедникам и национальным паркам, а в целом и всей системе охраняемых природных территорий, нам удается дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть чистые продукты. Поэтому так важна общественная поддержка деятельности этих организаций.

Согласитесь, что воспитывают не лозунги и не красиво проставленные в графе “Выполнено” галочки. Нам хотелось, чтобы и радость, и печаль, и слезы детей были искренними, а не по команде “дети, здесь похлопаем в ладошки!”. Мы попытались создать что-то такое, что могло бы действительно затронуть детские души, чтобы они почувствовали чужую боль и радость, тревогу за слабых и беззащитных и собственную ответственность за живой мир, – ведь злыми, безнравственными и бездуховными не рождаются, а вырастают. Чтобы маленькие зрители и читатели искренне захотели творить Добро, отвергли Зло и не стеснялись сопереживания. В спектакле очень многое зависит от режиссуры и игры актеров. А в прозе… насколько нам удалось воплотить свои замыслы, судить вам, друзья. Вы наши критики.

Отнеситесь к нам со снисхождением. Конечно, сюжет незамысловат и слог не высок. Но мы вложили сюда свою душу – надеемся, вы это почувствуете. К тому же, это первый наш опыт такого рода.


Вы не бывали у нас в Жигулях? Если бывали, то, конечно, знаете, где находится гора Вислый Камень. А если не бывали, то сразу ее найдете – это самая красивая гора в Змеином Затоне, что рядом с хаткой бобра.

Если рано утром, когда только просыпаются птицы, встать у ее подножья спиной к Волге, пройти немного вперед по ежиной тропе, затем у куста, объеденного лосями, свернуть налево и идти до мышиной норки, свернуть возле сорочьего пера вправо и полчаса идти на голос кукушки, то в конце пути можно среди кустов, под большим дубом, увидеть маленький, но очень аккуратный домик.

Если вы не будете шуметь и ломать веток, мусорить и жечь костёр, а тихонько сядете на траву и понаблюдаете, то вскоре дверка домика приоткроется и из него покажется чей-то остренький носик, а затем мордочка, покрытая рыжей шёрсткой. Ещё мгновение – и обитатель домика уже весь снаружи. Это – лис, довольно крупный, одетый в пушистую рыжую шубку, кое-где отливающую благородной сединой. Он осторожно оглядывается, потягивается, умывается утренней росой – и вдруг его уже нет. Только чуть колыхнулась трава да дрогнули веточки дальнего кустарника.

Не обольщайтесь тем, что лис вас не заметил. Он, конечно же, учуял вас и даже хорошенько разглядел, прежде чем показаться на глаза. А разглядев, решил, что вы – человек порядочный и добрый, не желающий зла лесным обитателям, значит, и опасаться вас не стоит. Так что считайте, что вы сдали своеобразный экзамен. А этим можно гордиться, ведь этот лис не простой. (рис.1) Это сам хранитель жигулевских лесов, защитник зверей и птиц, сказочник и чуть-чуть волшебник – Лис Лисыч. Есть у него одно чудесное зеркальце, которое показывает ему, что происходит в разных уголках леса. Там, где нужны его помощь или совет появляется Лис Лисыч, поэтому называют его ещё талисманом Жигулей. Много разных историй из жизни леса и его обитателей мог бы рассказать Лис Лисыч.

И одну из них: про Железную Загрязнюку, Кучу Мусора и про то, что еще случилось в лесу, мы вам, с его разрешения, и поведаем.

В теплый весенний денек играли на полянке зайчишки Попрыг и Поскок, гонялись друг за другом, устали и присели отдохнуть, а заодно подумать, что маме на день рождения подарить. (рис.2) Задумались сильно, обхватили головы лапками, ничего и никого не замечают. А в это время мимо шел Лис Лисыч по своим делам, да и случайно наткнулся на них: – А кто это здесь под кустиком притаился?

Испугались зайчата и бросились врассыпную.

– Ну-ну, не бойтесь. Это я, Лис Лисыч.

– Напугали вы нас, дядя Лис Лисыч! Аж хвостик дрожит.

– Эх вы, трусишки… О чем же вы задумались, что ничего вокруг не замечаете? – смеясь, спросил Лис Лисыч.

– Да мы, дядя Лис Лисыч, думаем, где нам подарок найти…

– Подарок? – удивился Лис Лисыч. – А что за праздник-то у вас?

– День рождения у нашей мамы завтра, – ответили зайчата.

– Ах, память моя дырявая! Совсем забыл, что у зайчихи Авдотьи день рождения! Надо будет зайти, поздравить. И что же вы надумали насчет подарка-то?

– Ничего пока не надумывается. Совсем ничего…

– Ну, думайте, думайте. Да помните, что главное не то, чтобы подарок был большим, а то, чтобы он был от души и с любовью подарен.

– Хорошо, дядя Лис Лисыч, будем помнить!

И зайчата ускакали. А Лис Лисыч пошел дальше, тихо беседуя сам с собой:

– Ишь, пострелята. Мда-а… Подарок, ха… Подарок… Ладно, пойду погляжу, что в лесу творится.

Идет он по тропинке, напевает свою любимую песенку:


Рассвет окрасил небеса, Храню от разных бед зверей,

От сна очнулись горы. Деревья от пожара –

Вновь жигулёвские леса Ведь талисманом Жигулей

Я обхожу дозором. Зовут меня недаром.

Я сказочный весёлый лис, Я умный, добрый и смешной,

Бываю в меру строгим. Я много сказок знаю.

Я охраняю здешний лес, И всех друзей пройтись со мной

Тропинки и дороги. По лесу приглашаю…


Тропинка привела его к опушке, где на прогретых солнышком проталинках уже расцвели первые весенние цветы. – А это что? Никак первоцветы? Они самые, сон-трава прозываются. Красавцы-то, красавцы! Какие они нежные, красивые, пушистенькие, мягонькие… Растите дальше, дорогие мои, цветите, семена давайте, чтобы в лесу побольше красоты такой было. А я своей дорогой пойду, да как-нибудь зайду сюда еще раз вас проведать. (рис.3)

Неожиданно раздалась тревожная трескотня Сороки:

– Караул! Чрезвычайное происшествие! Важная новость! Караул! Важность! Караульное происшествие! Новая чрезвычайность!

– Да чего ты раскричалась-то?! Трещишь, как горох в сковороде трясешь. Толком говори, а то ничего не понятно: что за новость? где караул? с кем происшествие? – спросил ее Лис Лисыч.

– Ой, караул! Новость! Новость! Едет! Она едет! Караул!

– Да тихо ты! Кто едет-то?

– Она, кто же еще! Железная Загрязнюка! Караул! ЖелезнаяЗагрязнюка! Чрезвычайная новость! Железное происшествие!…

Сорока улетела, а Лис Лисыч озаботился:

– Да-а, действительно новость. Никакая, она, конечно, не чрезвычайная, это Сорока преувеличила. Но приятного мало. Опять кучи мусора, а то и похуже что случится. Люди эти Железные Загрязнюки машинами называют, да ее ведь как хочешь назови, а по сути - Загрязнюка и есть. Для нас эти Загрязнюки – одни неприятности. Пойду, посмотрю, что на этот раз она привезла…

Дошел Лис Лисыч до того места, где побывала Железная Загрязнюка и расстроился:

– Охо-хо, сколько мусора-то накидала! И так всякий раз: приедет, намусорит, деревьев и кустов наломает, травы намнет и нарвет – и только ее и видели. Сейчас, знамо, на большую поляну подалась, только смотри да смотри. А убирать кому-то надо. Вот и приходится… Когда один, когда другие лесные жители помогут. Весь-то мусор мы в лесу (рис.4) убрать не можем, но где бумажку поднимешь, где муравьишкам поможешь из пакета выбраться, где банку, цветок придавившую, уберешь, – глядишь, и стало в лесу чище и зверюшкам всяким приятнее и удобнее. Да и безопаснее. Мусор-то этот много разных бед натворить может. Недавно вот посмотрел я в свое чудесное зеркальце и увидел, что зайчонок Поскок на горлышко от стеклянной бутылки наступил, крику, слез было. Я поспешил туда, и еле-еле успокоили его с зайчихой Авдотьей. Да и она сама переволновалась, мог ведь и совсем без лапки остаться. А бельчонка Тимку из металлической банки с большим трудом вытащили, ему, видите ли, захотелось вкусненького со дна достать: голову засунул, а обратно никак – перепугался, метаться начал, чуть не разбился, когда мимо ветки прыгнул– ему ж ничего из-за банки не видно… Ох-хо-хонюшки! Эх, если бы все, кто в лес приходит или приезжает, были аккуратными да трудолюбивыми, никто бы мусор в лесу не бросал! Да и не только в лесу. Везде чистота нужна. (рис.5) Так, рассуждая вслух, Лис Лисыч начал потихоньку убирать мусор.

Вдруг, запыхавшись, прибегает волчонок Зубастик и кричит:

– Дядя Лис Лисыч, дядя Лис Лисыч, а я вас везде ищу!

– А, привет, Зубастик. Ну, говори, что тебе так срочно понадобилось, чего ты так заполошно кричишь, что даже не поздоровался?

– Дядя Лис Лисыч, у нас в лесу Железная Загрязнюка была!

– Это я знаю, Зубастик. Видишь, убираю за ней…

– Она на большой поляне такое оставила! Такое… такое… В общем, папа за Вами послал бежать, да поскорее…

– Что ж, раз так, давай поспешать. Поглядим, что Железная Загрязнюка на этот раз натворила.

Еще не доходя до большой поляны, Лис Лисыч заслышал громкий стрекот Сороки:

– Пропало старое дерево! Мур-равейник! Мур-равейник! Уж-жас!

На самой поляне под большим деревом куча мусора, рядом костер тлеет, возле костра суетятся зайчиха Авдотья и волк Тихон. А Сорока все летает над поляной и кричит:

– Кошмар! Кошмар! Что творится! Пропала большая поляна!

– Да помолчи ты, Сорока, один шум от тебя, – цыкнул на нее волк Тихон и подошел к костру. – Совсем потух, что ли?

Тихон попытался потрогать костер, обжегся и схватился от боли за лапу:

– Ай-я-яй! Моя лапа! Больно!

Примолкшая было Сорока тут же подняла шум:

– Караул! Чрезвычайное происшествие! Волк Тихон сгорел заживо! Караул! Печальная новость! Кошмар! Нужно всем рассказать!

Зайчиха Авдотья досадливо поморщилась и участливо спросила волка:

– Больно, Тихон?

– Ой, больно! Маленький, а как кусается.

– Ну-ка, дай лапу-то. Сейчас подорожник приложим, травкой привяжем – вот все и заживет.(рис.6)

– Папа! Ты живой?! – кинулся Зубастик к отцу. – Вот я сейчас этому костру покажу, как папку моего кусать! Сейчас я его закидаю: ветками вот, листьями, иголками сосновыми! Сейчас он у меня поглядит!

– Стой, Зубастик! – вмешался Лис Лисыч. – Если уж ты хочешь погасить костер сухими листьями, кинь сначала, пожалуйста, всего одну пригоршню.

– Да разве его одной пригоршней погасишь?! Надо сразу побольше!

– Ты уж сделай, как я прошу, уважь старого лиса.

– Сделай, сынок, как дядя Лис просит. Интересно, что он опять придумал, – сказал Тихон.

Зубастик нехотя согласился и бросил в костер немного листьев. Вдруг костер вспыхнул, а потом снова пригас.

– Чего это он, а? – испуганно отскочил волчонок. – Видишь ли, Зубастик, костер и питается как раз ветками, сухими листьями, сосновыми иголками. Так ты его не потушишь, только разожжешь сильнее.

– Так что же делать-то, дядя Лис Лисыч? Не оставлять же так…

– Водичкой бы его залить…

– Да где же ее взять-то, водичку? До ручья далече, –грустно заметил волк, а Авдотья добавила:

– Да и дождик вроде не собирается.

– Тогда можно костер песочком закидать, землей. Дышать-то ему нечем станет, вот он и потухнет, – предложил Лис Лисыч.

И все вместе дружно они начали закидывать костер песком и землей. А Лис Лисыч рассказал случай из жизни леса, когда непотушенный костер разгорелся, набросился на дерево, а на верхушке было гнездо. Вокруг летала птица, кричала: “Ах, мои птенчики! Помогите! Помогите!” В гнезде пищали птенцы: “Мама! Мамочка! Спаси нас!”. Но помочь было некому, птенчики погибли, сгорели заживо и долго еще кричала мать-птица: “Мои птенчики! Мои дети! Горе! Горе!.”Такая вот страшная история. А сколько подобных трагедий случается в лесу, когда беспечные туристы оставляют в лесу костры.

– Нет, поскорее его нужно потушить. Вот так, вот так. Чтоб больше не разгорелся, – приговаривал Лис Лисыч.

Костер наконец-то погас совсем. Все облегченно вздохнули.

– Во-от, больше никого не будет кусать за лапу! – заявил Зубастик.

Зайчиха Авдотья прослезилась от жалости к матери-птице и погибшим птенчикам, представила своих зайчат в такой беде и спросила Лис Лисыча:

– И что же эта Железная Загрязнюка всюду мусор-то разбрасывает?! И что же детишки-то наши от нее страдают?!

– И то правда, что бы ей этот мусор обратно с собой не увезти? Вон она здоровущая-то какая… – поддержал Авдотью Тихон. – Я так полагаю, друзья мои, – сказал Лис Лисыч, – что там, где Железная Загрязнюка живет, подобных куч мусора столько, что ей уже некуда складывать новый мусор, вот она его к нам в лес и везет.

Зубастик подумал-подумал и предложил:

– Так мы ее… Мы тогда… Мы тогда дорогу перекопаем, чтобы ей негде ездить было!..

– Нет, Зубастик, это не выход. В одном месте перекопаем – она в другом проедет. В другом перекопаем – она в третьем проберется, да еще деревьев молодых наломает, травки разной намнет.

– Так надо совсем!.. Поймать ее и… и… побить, вот! Или в овраг опрокинуть – пусть там лежит!.. Или… Или…

Тихон не выдержал и сказал с иронией:

– Или, или… Опрокинуть, побить… Да она сама десятерых таких, как ты, опрокинет и побьет. Ишь, Арнольд Шварценегер – четыре лапы!.. Пойду-ка я лучше за лопатой…

Зубастик страшно обиделся:

– Да-а, всегда дразнится… А она пусть ездит, что ли?..

Зайчонок Поскок, который недавно присоединился к компании, спросил:

– Дядя Лис Лисыч, а если она не знает, что это плохо – мусор в лес возить? Может она думает, что нам нравится?

– Видите ли, зверятки, силой не всегда все можно решить. Бездумное применение силы – признак не храбрости, а глупости. Ведь ты, Поскок, в самом деле, может быть прав.Что, если Железная Загрязнюка действительно не понимает,что делает плохо. Может, она считает, что мы только рады ее мусору. И представь теперь, что везет Железная Загрязнюка к нам в лес от чистого сердца свой грязный мусор – а здесь ты, Зубастик, ее встречаешь. Да палкой, палкой! А потом еще и в овраг. Ну-ка тебя самого эдак, ни за что, ни про что. Обидно будет? А с другой стороны, может Железная Загрязнюка и знает, что бросать мусор– плохо. Но никогда не задумывалась, какой вред всем нам она наносит…

Зайчиха Авдотья с готовностью предложила:

– Так надо же ей это объяснить!..

– Надо, конечно, объяснить. Может, она и поймет. Может, ей стыдно станет… Только как объяснить? Мы-то языка Железных Загрязнюк не понимаем. И где они живут, эти Железные и прочие Загрязнюки, тоже не знаем. Вот если бы нам помогли те, кто с ними близко знаком. Кто бы их, этих Загрязнюк попросил не мусорить в лесу, не ломать деревья, не оставлять горящие костры – очень сильно мы от этого страдаем. И лес болеет, и животные, и растения. А уж сколько нас в пожарах гибнет, и не сосчитать. Пойду схожу домой. Где-то у меня большой мешок был. Мы в него весь мусор сложим и унесем подальше, а потом закопаем.

Авдотья тоже засобиралась домой:

– И я пойду. Надо пирожки с капустой к завтрему печь. Гости, чай, будут.

Поскок обрадовался и стал приглашать Зубастика в гости:

– Ура! Пирожки с капустой! Зубик, ты придешь к нам пирожки с капустой есть?

Но Зубастик был еще очень обижен на отца и проворчал сердито:

– Не хочу я вашей капусты, – он подошел к куче мусора, – вот сейчас возьму и один всю эту кучу закопаю.

– А чем же ты яму рыть будешь? – спросил зайчонок.– У тебя лопаты нету…

– Не нужна мне лопата. Лапами вырою, четырьмя. Или палочкой вот. А ты иди, а то мешаешься только. Маленький еще…

– Ну и ладно,– обиделся уже Поскок. – Рой тут свою яму. Пойду Попрыга поищу, где-то он бегает, все подарок ищет.

Волчонок подошел к куче мусора еще ближе, толкнул ее лапой, вдруг куча развернулась и у нее появились рот и глаза:

– Чё толкаешься-то, а? Сильный, что ли?

Зубастик страшно испугался и резво отпрыгнул от нее подальше:

– А… а ты что, … живая?

– Еще какая живая! Ног только нет, ходить не могу. Ну да это не беда, меня Раскидалки везде разнесут.

– Ка… какие рас… рас-кидалки?

– Какие, какие! Сказала же, которые меня разносят и везде раскидывают. Они разные бывают: и на двух ногах, и на четырех круглых, и летающие – всякие. Для этого и существуют, чтобы менябольшую Кучу Мусора, везде разносить и раскидывать. (рис.7)

Зубастик осмелел и подошёл опять поближе. Куча Мусора, осмотревшись по сторонам, вкрадчиво проговорила:

– А ты, я вижу, смелый маль… волк. Не испугался меня, такойбольшой и грозной Кучи Мусора.

Зубастик надулся от гордости и очень самодовольно сказал:

– Не такая ты и грозная. А вообще-то да, я смелый. И сильный. Только меня все равно маленьким считают.

Куча Мусора притворно посочувствовала:

– Да-да, я все слышала. Ты предлагал так здорово расправиться с этой… круглоногой раскидалкой. А они тебя не поняли, смеялись еще. Не уважают тебя в лесу. А хочешь, я тебя научу, как сделать так, чтобы все тебя знали и уважали? Да еще и побаивались.

3226552518245294.html
3226687421061563.html
3226820205959284.html
3226971041274088.html
3227206869851191.html